Популярные
На фото Владимир Алексеевич Щуко

Владимир Алексеевич Щуко

российский, советский архитектор, художник театра, просветитель
Дата рождения:
1878-07-05
Дата смерти:
1939-01-17
Биография

Биография

Начало карьеры

Владимир Алексеевич Щуко родился в семье военного, вырос в Тамбове. Окончив Тамбовское реальное училище, в 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на пенсионерскую поездку. Совершил путешествие "через Константинополь и Грецию в Италию". Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год. "Этот год работал исключительно в Италии" (Виченца, Мантуя, Рим); по возвращении провёл успешную выставку своих итальянских работ. Учась в Академии, путешествовал и по русскому Северу, побывал на Шпицбергене (1901). Разносторонне талантливый, Щуко был успешен и в живописи, и в театре — на сцене МХТ. Один из учредителей Музея Старого Петербурга (1907). Ранние практические работы Щуко — временные парковые и увеселительные постройки — несут печать модерна (1907—1911).

Предреволюционная неоклассика

В. А. Щуко примкнул к лагерю неоклассиков (ретроспективистов) ещё в своём дипломном проекте 1904 года. Его первый практический успех в неоклассике — постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.

Получив международное признание и звание академика архитектуры (1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, Дом губернского земства в Киеве (1914) и др. В то же время он руководил классом композиции в Обществе поощрения художников Н. К. Рёриха, возглавлял Женские архитектурные курсы (c 1913 года), воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко, Владимир Гельфрейх.


Революционные годы

Строительство Московского банка (Невский проспект, д. 14), начатое по проекту Щуко, было остановлено в 1917 году.

В 1917 году Щуко реставрировал Таврический дворец, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Щуко принял новую власть, работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе.

В 1923 году были сооружены римско-дорические пропилеи Смольного (соавтор Голубев Г. Н.) — первая монументальная постройка советского периода в Петрограде. В том же году Щуко оформил «Иностранный» павильон на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

В 1924 году Щуко и Гельфрейх участвовали в конкурсе проектов Дома культуры Московско-Нарвского района (конкурс выиграл Н. А. Троцкий, но постройка была осуществлена по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского).

Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом.

По проектам Щуко и Гельфрейха построены:

  • здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1928—1958 гг., конкурс). Щуко и Гельфрейх участвовали в трёх турах объявленного в 1928 году конкурса на проект Библиотеки имени Ленина в Москве. Строительство главного книгохранилища было завершено в июне 1941 года, уже после смерти архитектора. Скульптурный фриз выполнен по эскизу Щуко.
  • Вторичная понижающая подстанция Волховстроя на Выборгской стороне (1926);
  • Академический театр драмы им. Максима Горького в Ростове-на-Дону (конкурсный проект 1930 г.; соавторы: В. Г. Гельфрейх; при участии Рожина И. Е., Сегала Б. С.; построен в 1932—1936 годах, разрушен в 1943 году, восстановлен в 1963 году);
  • Мацестинский виадук в Сочи (соавторы: З. О. Брод, А. Ф. Хряков; построен в 1938 году);
  • Вокзал Юго-Западных железных дорог в Киеве;
  • Дом Правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932 год; при участии Вайтенса, Великанова А. П., Щуко Ю. В.; конкурс).


Дворец Советов

Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов, представив свою работу на третий, закрытый конкурс, когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.

В сентябре 1935 г. Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую мастерскую Моссовета, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко в 1939 году; в то же время он проектировал и другие здания:

  • Дворец Культуры в Куйбышеве (1935 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Рожин И. Е.);
  • Большой Каменный мост в Москве (1937—1938 гг.; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Минкус М. А.);
  • Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), открыт после смерти архитектора в 1939 г. (соавторы: Великанов А. П., Щуко Ю. В.);
  • Станция метро «Электрозаводская» (завершена строительством в 1944 году по проекту, доработанному Гельфрейхом В. Г. и Рожиным И. Е.).

Неосуществленные проекты

  • Новый корпус Публичной библиотеки на Садовой ул. в Ленинграде (1928 г.; соавтор Гельфрейх В. Г.);
  • Госпром — Дом Государственной промышленности в Харькове (1925—1927 гг.; соавтор Голубев Г. Н.);
  • ДнепроГЭС (1929 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Мунца В. О.);
  • Дом Советов в Туле (1929 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Рожина И. Е., Щуко Ю. В.);
  • Дворец Труда в Иванове (1930 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх);
  • Военная школа в Московском Кремле (1930—1931 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Мунца В. О.);
  • Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове (1930—1931 г.; ск. С. А. Евсеев);
  • Театр в Харькове (1931 г.; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Руднев Л. В.);
  • Театр МОСПС в Москве (1931 г.; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Щуко Ю. В.);
  • Здание Московского областного комитета ВКП(б) (1931 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М.);
  • Дом Трестов — Дом Промышленности в Свердловске (1932 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М.);
  • Публичная библиотека в Ростове-на-Дону (1932 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх, при участии Сегала Л. Б., Шухаевой Е. Н.);
  • Театр в Ашхабаде (1934 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Бобровский К. С., Великанов А. П., Щуко Ю. В.);
  • Дом Наркомтяжпрома в Зарядье (1935 г.);
  • Павильон СССР на международной выставке 1937 года в Париже (1936 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М., Щуко Ю. В.; конкурс);
  • Дом юстиции на Фрунзенской набережной — Наркомюст (1937 год; соавторы: В. Г. Гельфрейх, И. В. Ткаченко, И. Е. Рожин; конкурс);

Театральный художник

За свою жизнь В.А. Щуко оформил 43 спектакля, в том числе:

  • «Двенадцатая ночь» — Большой драматический театр, Петроград (1921)
  • «Борис Годунов» в Большом театре (1937)
  • «Дети солнца» в постановке А. Я. Таирова (1937)

Преподавательская деятельность

  • Высшие Женские Политехнические курсы — Второй Петроградский Политехнический институт. Преподаватель по классу архитектурного рисования, акварели и декоративной композиции на Архитектурном факультете.
  • Политехнический институт Петра Великого. Преподаватель рисования.
  • Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. Преподаватель по классу композиции и по классу съемки с натуры.
  • Академия художеств


Владимир Алексеевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Адреса в Петрограде — Ленинграде

1923—1934 — доходный дом К. Х. Кельдаля — улица Красных Зорь (Каменноостровский проспект), 13.

Поделиться: