Популярные
На фото Владимир Барвинок

Владимир Барвинок

украинский историк, магистр богословия, историк христианской церкви, библиограф, писатель, деятель Украинской Народной Республики, византолог, преподаватель украиноведения и истории, почётный гражданин Черниговщины, научный сотрудник Всеукраинской академии наук, работник Украинского научного института книгознавства, выдающийся архивист
Дата рождения:
1879-06-22
Биография

Биографические сведения

Владимир Барвинок родился в 1879 году в семейном имении, расположенном на черниговщине в селе Охрамиевичи, где его предки жили на протяжении свыше ста лет. В 1905 заканчивает Киевскую духовную академию (в настоящее время Национальный университет «Киево-могилянская академия»), где его учителем был известный литургист А. А. Дмитриевский. Того же года женился на Евгении Воловик, родом из Умани. Барвинки жили на подоле, ул. Фрунзе, 31. В период с 1905 до 1917 проживает в Петербурге, где рождается его сын Борис. С 1905 до 1908 учится в Санкт-петербургском археологическом институте, с 1908 до 1911 — на историко-филологическом факультете Петроградского университета, где получает степень магистра богословия. С семьёй он часто посещает Киев.

До конца 1917 года работал в центральных учреждениях Священного синода. Одновременно (1912—1917) преподавал историю в Петроградском реальном училище А. И. Гельда. С началом революции В. Барвинок немедленно возвращается на родину в Киев и попадает к сердцу событий вокруг украинской независимости. В 1918 Барвинок в качестве библиографа и книговеда способствует комплектованию фондов только что созданной Национальной библиотеки украинского государства. В период от 1918 до 1919 работает на украинское государство, позже Украинскую Народную Республику в департаменте исповеданий (позже департамент превращается в министерство исповеданий).

Целью работы этого ведомства и, в частности, Владимира Барвинка, была государственная политика по отношению к церкви. Министерство требовало от церкви украинизацию церковных дел и независимость (автокефалию) Украинской православной церкви от Московского патриархата. Благодаря министерству исповеданий завязывались крепкие партнёрские отношения между украинским государством и церковью. Одновременно с работой при министерстве УНР Барвинок преподавал литературу и украиноведение в киевской технической школе.

С отступлением армии УНР из Киева и вхождением Украины в состав СССР, В. Барвинок остаётся в Киеве и переходит к научной деятельности. В период 1919—1928 работает в историко-филологическом отделе Украинской академии наук, после 1921 — во Всеукраинской академии наук. Невзирая на начало репрессий и сложные материальные условия, историко-филологический отдел рьяно занимался распространением украинского языка в научных отраслях. 30 августа 1924 Владимир Барвинок стал секретарём комитета, который был создан в конце августа 1924 по случаю 350-летия печатного дела на Украине при археографической комиссии ВУАН, которую возглавлял Михаил Грушевский. Целью существования комиссии было создание научного описания изданий, напечатанных на территории этнографической Украины в XVI—XVIII веках.

С 1924 года до 1933 года В. Барвинок работает в археологическом комитете Всеукраинской академии наук. Одновременно, в период 1924—1925, — нештатный постоянный сотрудник академической библиотеки в Михайловском саду. Барвинок также работает в Украинском научном институте книговедения, где создаёт произведение «Общий обзор стародруков киевских библиотек», сохраняющее научную ценность и в настоящее время. В предисловии к этому произведению Барвинок делает рискованный в то время шаг — критикует недостаток финансирования Всеукраинской академии наук и подчёркивает, что киевские старые издания принципиально отличаются от московских.

С 1928 года по 1930 год— секретарь Софийской комиссии ВУАК и художественного отдела ВУАК. В 1930 родился внук Юрий. В период 1930—1933 Барвинок работает секретарём Всеукраинского археологического комитета (ВУАК), который координировал всю археологическую деятельность на Украине.

Описание деятельности и трудов

Работал во многих разнообразных отраслях, в первую очередь его интересовала история Украины, история славянских народов и украинское стародрукарство. Автор трудов по истории православной церкви и её деятелей, статей исторически-юридического содержания. Описывал стародруки киевских книгосборников, Щекавицкой и Андреевской церквей, латинские и польские стародруки в архивах и библиотеках Москвы и Петербурга. Помогал академику М. И. Петрову в подготовке исследований из истории староукраинского писательства. Самим известным его произведением является «Никифор Влеммид и его произведения». Большинство его статей печатались в журналах и газетах.

Следующий перечень является лишь незначительной частью его произведений:

  • «Время происхождения проздравных величалий и избранных псалмов» (Киев, 1910)
  • «Никифор Влеммид и его произведения» (Киев, 1911, магистерская диссертация).
  • «Об обязанностях государей по воззрению Никифора Влеммида» (Киев, 1911).
  • Учебно-литературная деятельность проф. В. Ф. Павлицкого // Церк. вест. № 31 (1911)
  • «Символизм русской иконописи 16-17 вв.» (Киев, 1912)
  • «Давняя борьба русских с немцами» (Петроград, 1915)
  • «Общий обзор стародруков киевских библиотек» (Киев, 1924).
  • «Обзор библиографии церковнославянских старопечатных книг» (1925 г.)
  • «Роль балканских славян в истории Византии за IV-го Крестового похода» // Юбил. зб. на почет академика Д. И. Багалия. (Киев, 1927)

Также он является и автором рецензий: «Огиенко. История украинского книгопечатания. Т. 1» // «Зап. Истор.-филол. отдела», Киев, 1926, кн. 7-8;"С. И. Маслов. Украинская печатная книга XVI—XVIII вв." // Там сам; «Свенцицкий. Иконопись Галицкой Украины XV-XVII возрастов» // «Хроника археологии и мист-ва», К., 1930, ч. 2.

Поделиться: