Родился 4 октября 1941 года на станции Щучье Озеро Пермской области. Работал такелажником в Эрмитаже, в Мариинском театре под руководством К. Б. Кустодиева, автор росписей в храмах. В 1964 году организовал в Расстреллиевской галерее Эрмитажа получившую скандальную известность выставку пятерых художников — рабочих музея Шемякина, Кравченко, Лягачева, Уфлянда, Овчинникова. Специального художественного образования не имеет. Участвовал в более 300 выставках в России и за рубежом. Действительный член Академии современного искусства Санкт-Петербурга. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Владимир Овчинников является внучатым племянником известного в прошлом петербургского художника-иллюстратора и писателя Владимира Табурина. Владимир Овчинников родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоявший в ленинградском пригороде Шувалово. По словам художника, когда в детстве он почувствовал, что с помощью рисования и живописи он может «обрести свой язык», то серьёзно занялся самообразованием. В этот период большое влияние на него оказало знакомство с художником Евгением Семеошниковым.
Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности. Поэтому он искал иные, нестандартные для своего времени пути в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже – в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами. Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок, после которой Овчинникова лишили мастерской «за использование ее не по назначению».
Владимир был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 1975 годах. Это были первые разрешенные властями выставки неофициальных художников, на которых рядовой советский зритель впервые смог увидеть альтернативные направления отечественного современного искусства от абстракции до сюрреализма. Овчинников представил на этих выставках ряд работ, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами. Художника всегда увлекала тема чуда и его крайнего проявления – абсурда. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам – Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую сам придумывает сюжетную фабулу для своих произведений. Вне зависимости от времени и от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьёзных вещах.
1995 «Художник и поэт» Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
1995 «Коллекция А.Глезера» Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
1995 «От ГУЛАГа до гласности» Университет Нью-Джерси, США
1995 Галерея CGER Брюссель, Бельгия
1994-1996 «Самоидентификация» передвижная выставка Киль-Берлин-Осло-Сопот-Санкт-Петербург-Копенгаген
1992 Галерея Мари-Терез Кошен, Париж
1992 Центральный выставочный зал «Манеж» Санкт-Петербург, Россия
1990 Stedelijk Museum Амстердам, Нидерланды
1989 Галерея Эдуарда Нахамкина, Нью-Йорк, США
С 1987 Ежегодные выставки в Центральном выставочном зале «Манеж» Санкт-Петербург, Россия
1986 Музей неофициального советского искусства, Джерси-Сити, США
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва, Россия
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Литературно-мемориальный музей-квартира Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Rutgers Museum, Нью-Джерси
Художественный музей, Пекин
AOK-Galerie, Дюссельдорф
Галерея Мари-Терез Кошен, Париж
Художественный музей, Тарту
А также в частных собраниях России, США, Франции, Германии, Италии, Японии
Художник о своем творчестве: — Я предпочитаю делать две или три работы одновременно. Я же работаю и в мастерской, и дома. С удовольствием переключаюсь на новую работу, на новый формат. Это удобно тем, что не замыливается глаз.
На выставке работа смотрится принципиально по-иному, чем в мастерской. Прежде всего, выставку делаешь для себя, а не для зрителя. На ней ты работы видишь как бы заново, что называется свежим взглядом. Поэтому для меня важно не то, что выставку посмотрело 20 человек, а то, что я увидел её по-новому.