Популярные

Владимир Полиевктович Костенко

российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, демократ-революционер, один из организаторов судостроения в СССР, лауреат Сталинской премии
Дата рождения:
1881-09-20
Дата смерти:
1956-01-14
Биография

В 1904 году оборудовал броненосец «Орёл» первой в мире системой быстрого выравнивания крена. Под его руководством созданы первые отечественные транспортные суда, а также судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и в Северодвинске. Автор 90 публикаций по гидродинамике, броневой защите кораблей, организации судостроительного производства, а также воспоминаний «На „Орле“ в Цусиме».

Основные биографические сведения

Старший сын земского врача Полиевкта Ивановича Костенко и дочери помещика Кузнецова.

  • 1892—1900 — учёба в Белгородской гимназии. Окончил с золотой медалью.
  • 1900—1904 — учёба в Морском инженерном училище императора Николая I (ныне Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского). Окончил с золотой медалью с занесением его фамилии на Мраморную доску училища. Тема диплома — проект нового облегченного быстроходного броненосного крейсера.
  • 1904—1905 — инженер на броненосце «Орёл» при окончании его строительства, а затем в походе Второй тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского и в Цусимском сражении (Костенко фигурирует в повести А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» как «инженер Васильев»).
  • 1905—1906 — японский плен.
  • 1906 — помощник строителя линейного корабля «Андрей Первозванный».

В 1908 году Костенко был командирован в Англию, как наблюдающий за постройкой броненосного крейсера «Рюрик». Костенко входил в «Центральное военно-организационное бюро» Партии социалистов-революционеров, ведшее революционную пропаганду в армии и пытавшееся организовать восстания. Согласно рассказу самого Костенко Вере Фигнер, благодаря многолетней пропаганде, ему удалось на «Рюрике» завести обширную организацию среди матросов. Во главе ее стоял комитет из 30 человек, а около него группировалось до 200 матросов. В 1908 году Костенко свёл приехавших в Лондон Савинкова, Азефа и Карповича с матросами крейсера Авдеевым, Поваренковым и Котовым для переговоров о покушении на царя при ожидавшемся посещении им крейсера.

В июле — октябре 1909 года находясь в командировке в Англии, Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы. Последний оставил совет В. П. Костенко без внимания, что впоследствии явилось одной из причин гибели судна..

23 марта 1910 года — за революционную деятельность арестован, заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, а в июле осужден на шесть лет каторги. 19 декабря 1911 года — по ходатайству А. Н. Крылова и И. К. Григоровича помилован Николаем II.

С 1 мая 1912 года — начальник судостроительной конторы, а затем главный инженер Общества Николаевских заводов и верфей «Наваль» (ныне Черноморский судостроительный завод).

После революции — на различных руководящих должностях на судостроительных предприятиях в Николаеве, Харькове, Ленинграде.

В 1928 — арестован, 1929 — направлен в Соловецкий лагерь особого назначения, затем привлечён к работе в особых бюро при ОГПУ в Харькове, а затем в Ленинграде. Освобождён в 1931.

В 1932—1941 — руководит строительством кораблестроительных предприятий на Дальнем Востоке.

В феврале 1941 года арестован, затем перевезён из Ленинграда в златоустовскую тюрьму, затем в Челябинск, где в июле 1942 года освобождён. Посмертно реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР 16 ноября 1964 года.

Костенко умер в Ленинграде 14 января 1956 года, похоронен на Серафимовском кладбище.

Семья

  • В. П. Костенко был трижды женат: на Софье Михайловне Волковой (с 27 июля 1911 года, скончалась 25 декабря 1920 года), Ксении Александровне Меранвиль де Сент-Клер (с 23 марта 1922 года, скончалась 4 апреля 1942 года) и Т. Н. Кокушкиной (с 31 марта 1945).
  • Его сын от первого брака М. В. Костенко (15 (28) декабря 1912 — 2001) — известный энергетик, профессор Ленинградского политехнического института, член-корреспондент АН СССР, лауреат ордена Ленина.
  • Младший брат В. П. Костенко, М. П. Костенко (16 (28) декабря 1889 — 1976) — выдающийся электротехник, Герой Социалистического Труда, академик АН СССР.

Награды

  • Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1906).
  • Орден Святого Станислава 2 степени (1907) за наблюдение за постройкой броненосного крейсера «Рюрик».
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945) за участие в строительстве Комсомольского судостроительного завода.
  • Сталинская премия (1950) за создание совет­ских судостроительных заводов перво­го поколения.

Печатные работы В. П. Костенко

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Каменноостровский проспект, дом № 63 (до 1935).
  • Улица Декабристов, дом № 29.
  • Каменноостровский проспект, дом № 24 (с 1947).

Мемориальные доски

  • Адмиралтейство (Адмиралтейский проезд, дом 2, в здании Высшего военно-морского инженерного училища). Текст: «Здесь работал воспитанник училища, выдающийся инженер-кораблестроитель, лауреат Государственной премии, живой герой известного романа «Цусима» /Васильев/ В.П. Костенко (1881–1956)». До 1977. Мрамор.
  • Каменноостровский проспект, дом 24а, фасад. Архитектор Владимир Иванович Новосадник, комбинат «Скульптура». Открыта 10 ноября 2006 года.
  • Механический корпус Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Политехническая улица, дом 29.
Поделиться: