Популярные

Владимир Савченко-Бельский

генерал-хорунжий Украинского Державного Флота, украинский военно-морской теоретик, видный деятель украинского военно-морского движения и украинской военной эмиграции
Биография

Биография

Происхождение

Владимир Савченко-Бельский родился 14 июня 1867 в с. Оленивцы (теперь Олишевка), что на Черниговщине, в украинской шляхетской семье. Мать Владимира происходила из древнего казацкого рода Сулиив, давшего Украине большое количество общественных деятелей. Один из них — Федор Сулий, был в свое время главой украинского общества в Петербурге и брал участие в похоронах Тараса Шевченко, позже он организовал свой собственный Шевченковский музей. Дядя Владимира, Митрофан Сулий, входил в состав делегации, которая отважилась обратиться к царю Александру II, с требованием предоставить Украине широкую культурную автономию. Воспитанный на таких семейных традициях, Владимир Савченко-Бельский, естественно, стал украинским патриотом.

Начало военной карьеры

В 1888 году поступил на военную службу. Первоначально служил в 22-ом Нижегородском и 112-ом Уральском пехотных полках. Офицер с 1893 г. 4 февраля 1902 г. поручик Савченко-Бельский переведен в в Морское ведомство, с зачислением по адмиралтейству. Служил на Черноморском флоте. С 1907 г. член украинского национального общества «Кобзарь» в Севастополе. В 1913 году капитан Савченко-Бельский переведен в Севастопольский флотский полуэкипаж, в котором будет служить следующие 4 года. Первую мировую войну встретил в чине майора. С 6.12.1915 — подполковник. С 1916 — полковник. В 1917 г. полковник Савченко-Бельский назначен командиром Севастопольского полуэкипажа.

Украинский период

В ходе Февральской Революции стал на позиции украинского движения и украинизации флота, был активным деятелем Украинской Черноморской Общины. Его усилиями украинизирован Севастопольский флотский полуэкипаж, который стал одним из первых украинских военных формирований эпохи Гражданской войны. Принимал активное участие в просветительской деятельности — согласно воспоминаниям С. Шрамченко, Владимир Савченко-Бельский был неплохим руководителем матросских театральных постановок. Как человек добрый и отзывчивый, полковник пользовался популярностью среди своих солдат.

Один из организаторов морского куреня имени Сагайдачного, созданного на основе флотского полуэкипажа и моряков украинизированных кораблей, в составе которого в ноябре 1917 года отбыл в Киев. С 23.12.1917 полковник Савченко-бельский назначен директором канцелярии Морского секретариата Центральной Рады.

Принимал участие в составлении морского законодательства УНР (законы от 2(«закон о переводе флота на вольный наем»), 4(«закон о двух броненосцах») и 14(«Временный закон о флоте УНР») января), главный инициатор перевода флота на вольный наем. С восстановлением на территории Украины власти УНР снова был назначен командиром вновь сформированного Севастопольского полуэкипажа, но при этом он числился директором канцелярии. На этой должности оставался до конца 1918 года.

За это время полковником был предложен новый вариант морской тактики Украинского Державного Флота, в основу принципов которой вошло совмещение элементов тактики современной позиционной войны и уже существующей тактики военно-морского флота. В конце 1918 года, в связи с оккупацией юга Украины Антантой переезжает в Киев, где продолжает службу в Морском Министерстве правительства Директории. С 1919 года — генерал-хорунжий.

В 1919 году усилиями генерал-хорунжего Савченко-Бельского и капитан-лейтенанта Шрамченко в Каменец-Подольском была организована Украинская Гардемаринская Школа. В это же время генерал-хорунжий, опять ставший начальником канцелярского отдела Морского Ведомства, принимает участие в работе по формированию 2 полков морской пехоты, которые в будущем планировалось развернуть в дивизию морской пехоты. С июня 1920 — начальник отдела комплектования Главного управления Генерального управления Генерального штаба, штаба 1-ой Запорожской дивизии, генерал-квартирмейстер Запорожской группы.

В 1920 году несколько раз назначался начальником Главной Морской Управы флота УНР, все остальное время состоял на должностях начальника Морского генерального штаба УНР и помощника начальника управления Морского флота УНР. С 04.07.1921 и до момента ликвидации морского ведомства в начале 1924 года — начальник Морской Управы флота УНР. В числе других украинских моряков подписал протест в Лигу Наций против возвращения РСФСР ушедших в Турцию судов, в дальнейшем требовал возвращения правительству УНР судов русской эскадры, ушедших в Бизерту.

Савченко-Бельский как военно-морской теоретик Украинского Державного Флота

В 1918 году Савченко-Бельский сформулировал и предложил следующие принципы общей военной тактики и образа действий Украинского Державного Флота. Впоследствии они были опубликованы в одном из номеров журналов «Табор». Генерал-хорунжий полагает, что для создания соответствующей морской силы необходимо считаться с финансами страны, с флотами других государств на Чёрном море, с обладателями Крыма и проливов. Флоту ставится задача «господствования на Черном море», которое будет достигнуто посредством создания сильного линейного флота. Таким образом, Украине будет страшен лишь союз Черноморских государств, так как тогда придется строить флот равный сумме всех флотов на Чёрном море, однако такой вариант развития событий признается маловероятным. В одиночку же флоты Черноморских государств Украине не страшны. Турецкий флот признавался неопасным, так как Турция от войны очень обеднела и не имеет баз для войны на Чёрном море. Румыния тоже не может иметь флота, так как у неё нет для этого подходящих портов. Соответственно, единственным потенциально-опасным флотом признавался российский. Здесь делается вывод, что Украине нужен линейный флот, равный двойному флоту самого сильного противника, и этим противником признавалась именно Россия.

Генерал-хорунжий также акцентировал внимание на необходимости создания новых военно-морских баз. Самым подходящим местом для главной стоянки флота генерал-хорунжий находил Тендровский залив, надежно защищенный Тедровской косой. Таким образом, в заливе существовало только два прохода, что заставило бы противника, в случае его намерения закупорить украинский флот, распылить силы. Также генерал-хорунжий предлагает прорыть в Тендровской косе третий, секретный резервный проход для возможности осуществления скрытной переброски морских сил, деблокады и последующего за этим окружения и разгрома вражеского флота, который таким образом будет застигнут врасплох с тыла.

Для обороны на море, генерал-хорунжий планирует переместить на водные пространства сухопутные, окопные методы войны. В случае войны следовало бы заминировать все пространство, образуемое перед Тендровским и Одесским заливами и Буго-Днепровским лиманом. Около минных полей должны были осуществлять дежурство подводные лодки, миноносцы и канонерские лодки, которые должны были дезориентировать и уводить противника в сторону минных полей. Большое значение уделялось усилению береговой обороны. Таким же образом предлагается оборонять и Азовское море.

В общем плане генерал-хорунжий разбивает современную морскую войну на 2 этапа: период активной позиционной обороны легкими силами, в ходе которой наступающий предполагаемый противник должен быть максимально ослаблен боевыми потерями от легких сил украинского флота и минных полей, после чего начинается второй этап — этап наступательных операций линейного флота, в ходе которых следует «приступити до основного свого завдання заволодіння Чорним морем, знищуючи та замикаючи в портах ворожі фльоти».

Подводной войне против торговли генерал-хорунжий отводит гораздо меньше внимания, предполагая вести её исключительно по призовому праву. Генерал-хорунжий считал неограниченую подводную войну дикостью, а массовое производство подводных лодок находит нецелесообразным и дорогим, так как тонна подводной лодки стоит дороже тонны надводного корабля.

Отдельное и особо большое внимание В. Савченко-Бельский уделял личному составу флота, о чём он в той же статье писал:

Известные публикации

  • Савченко-Більський В. Босфоро-Дарданельське питання і необхідність панування України і на Чорному мирі. «Табор» — військово-літературний журнал, ч. 11, Варшава, 1929, с. 3 — 11.
  • Савченко-Більський В. Воєнна фльота України. «Табор» — військово-літературний журнал, ч. 12, Варшава, 1929.
  • Савченко-Більський В. Старший лейтенант флоту Михайло Білинський // Другий Зимовий похід. Листопадовий рейд. Базар. — Київ: Фундація ім.. О. Ольжича, 1995. — С. 169—172.
Поделиться: