Евгений Матвеев. Концептуальный художник, живописец, график. Родился в семье военнослужащего в 1950 году. По окончании средней школы в 1966 году поступил во Львовский полиграфический институт им. Ивана Федорова на Киевский вечерний факультет, который окончил в 1972 году. Ученик профессоров Михаила Иннокентьевича Иванова, Бориса Васильевича Валуенко и Ольги Ильиничны Крыловой. В последующие годы сотрудничает с ведущими украинскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Один из ведущих художников книги Украины. С 1976 по 1986 гг. сотрудник и руководитель Экспериментальной художественной редакции при Госкомиздате УССР. С 1978 года член Национального союза художников. Один из основателей и первый заместитель Председателя правления Киевского союза художников книги. Председатель секции всеукраинского конкурса "Искусство книги". Основатель и идеолог творческого объединения художников "New Mat". Член правления Ассоциации артгалерей Украины. Член експертного Совета Центра современного искусства «Совиарт». Член Совета Фонда содействия развитию искусств. Член Арт Виста Клуба. Занимается фотографией, видеоартом, компьютерным искусством. Работает в области почти всех видов современного изобразительного искусства, профессионально занимается актуальным искусством, находится в постоянном поиске новых художественных технологий и практик. Евгений Матвеев является одним из активных участников становления актуального искусства на Украине. Современное Украинское Искусство. В 1983 году за цикл офортов к "Капиталу" Карла Маркса ему присуждена Национальная премия Украины им. Тараса Григорьевича Шевченко. В 2004 году получает звание Заслуженный художник Украины. Живёт и работает в Киеве. Жена Марина Матвеева, художник, член творческого объединения художников "New Mat". Сын Алексей Матвеев, художник, член "New Mat".
Проект строг, понятен, лаконичен и провокативен. Фундаментом созданного – ставновится странность. Человеческая странность как составляющая вселенной. Гомосапиенс не может жить без создания препятствий. Необходимость космическая, заставляющая эти препятствия самоотверженно преодолевать. Построенная титаническими усилиями стена пробивается собственным лбом в прямом и переносном смысле. Препятствия воздвигаются по собственной инициативе и по несобственной. Вторые, как правило, построены издавна и надежно. Они основаны на массе предрассудков, ложных постулатов, псевдоучениях лжепророков, авантюристов и проходимцев. Чем дальше к нашему времени, тем надежнее такие деяния скреплены жесткими государственными структурами и религиозными предрассудками – бетоном, для разрушения которого необходимы десятилетия коллективных усилий, а то и столетия. Любая стена, прежде всего, перекрывает путь к свободе – свободе мышления, свободе самовыражения, свободе самореализации, свободе принятия решений вне зависимости от восприятия окружающих. В то же время тезис Спинозы – «Свобода есть осознанная необходимость» – возбуждает в мозгу множественный ряд вопросов на которые не всегда легко дать ответы. Проект «Вдоль стены» как раз об этом. Свобода априори не может базироваться на насилии и унижении себе подобных, на безразличии к боли и страданиям окружающих, на удовлетворении своих алчных желаний. При этом существующие псевдоморальные законы и псевдоэтические нормы и являются теми стенами, тем препятствием, которые тормозят духовное развитие человечества. Эти законы и нормы, покрытые плесенью веков, никогда по настоящему не работали, потому что были мертвы, по сути. Примеры просты, убедительны и лаконичны. Древняя Иудея и Римская империя, уничтожение Инков и индейцев Америки, Инквизиции или империалистические войны, Нацистская Германия или коммунистический геноцид СССР, современный Ирак и Афганистан. Миллионы убиенных. Миллионы искалеченных судеб. И это «еще не вечер». Законы и нормы давным-давно превратились в своеобразную игру в религию, в межнациональные фанатические террористические акты, порождающие, в конечном счете, страх, неверие, безразличие и разочарование. В сегодняшнем, очень кризисном мире все рельефнее проявляются противоречия и конфликты, все больше расширяется пропасть между нищетой и богатством, эгоизм не знает границ. Есть все основания предположить, что человечество уже находится на пороге очередной губительной войны, в которой неведомо кто победит и будут ли победители вообще.
Арт проект «Вдоль стены» состоит из 10 композиций (1,5 х 3 м каждая) и одного видеоарта. Все композиции и видеоарт специально не имеют названий и обозначены под номерами. «Обнажение 1», «Обнажение 2», «Обнажение 3» и так далее. «Обнажение» в определенной степени ассоциируется с раем и адом одновременно. Это своеобразный натянутый нерв, на котором расположены 11 нервных центров и каждый из которых ответственен за определенную мировую проблему. Зритель приглашается в соавторы проекта и ответственен за вычленение собственной проблемы, в чем ему помогают скрытые мотивы и рефлексии автора. Это не жесткие композиции в духе немецкого академизма и вовсе не нудистские или эротические мотивы снятые скрытой камерой. Это ключ к пониманию своей и чужой проблемы.
Пускай каждый зритель, хотя бы мысленно, встанет обнаженным перед зеркалом, желательно на фоне стены, вдоль которой он крадется всю свою жизнь. Сегодня только ленивый не вспоминает Фройда. Проект вдоль стены ничего общего с психоанализом не имеет. Зрителю будет над чем поразмыслить если он захочет покопаться в своих скрытых желаниях и мотивах множества своих поступков. Индивидуально. Без подсказки врача, медиума или художника. Все композиции задуманы и осуществлены как законченные зеркала, имеющие массу эстетических, этических и философских подтекстов. Возможно, зрителю удастся вычленить определенные тенденции, художественные и композиционные принципы, моральные и этические нормы. Может быть. Но суть не в этом. В конечном счете жизнь зависит лишь от того как проживает ее каждый. Автор рассчитывает передать окружающим ту энергию зазеркалья, которая вела его при осуществлении этого проекта от одного нервного центра к другому. Это не догма. Опыт не завершен. Оказалось, что конца этим центрам и нервным струнам вообще нет.
Основной базовой темой проекта «Война» является попытка разобраться в том, каким образом действует на сознание зрителя насилие Образом. Здесь не суть важно, в какой именно сфере человеческого бытия происходит это насилие. Будь то политика или экономика, мистика или реальность, повседневная рутинная жизнь или существование в мире иллюзий, наука или религия. Стоит только абстрагироваться от оценки безусловных достоинств современных средств коммуникации и массмедийных технологий, то, как ни парадоксально, на первый план выходит осознание того, что именно эти средства и технологии являются по настоящему людоедскими. Более того!!! Они формируют своеобразную наркотически зависимую личность, для которой антропофагия является повседневным состоянием. Исследование этого постулата художническими средствами с применением медийных принципов построения образного пространства – вот суть проекта «Война». Можно констатировать, что в особенности современное телевидение, как наиболее массовая коммуникация, ведет своеобразную, неосознанную как некоторым кажется, войну на витальном уровне со зрителем. Нет ни малейших сомнений, кто выйдет победителем в этой войне. Это одна из наиболее серьезных проблем современного информационного общества оказывающая решающее влияние на формирование сознания и, в конечном счете, дальнейший путь прогресса. Выступая на философском конгрессе «Образ и насилие» в Бразилии – Декан философского факультета Сан-Паульского католического университета Норвал Байтелло (младший) с безоглядностью конквистадора заявил: «Антропофагия» выступает за предлогику, за вид первобытной логики, с помощью которой культурная традиция перерабатывается и не просто передается, но и является объектом подражания. Как в примитивных обществах только враги могли быть съедены, с тем, чтобы их силой усилить себя, так “Антропофагия” – интернациональный поток тенденций, моды, — хочет селективно усваивать и так сказать переварить, т. е. переработать, и, при этом не на националистических критериях, а на таких, как эффективность и витальность».