Популярные
На фото Xанс Христиан Андерсен

Xанс Христиан Андерсен

великий датский сказочник
Дата рождения:
1805-04-02
Дата смерти:
1875-08-04
Биография

2 апреля 1805 года в одной из бедных семей в датском городе Оденсе родился мальчик, получивший имя Ганс Христиан. Мать мальчика, Анна Андерсдаттер, мало что могла дать ребенку, кроме любви, так как сама была необразованна, а деньги зарабатывала тем, что стирала белье для более богатых соседей. Отец, Ханс Андерсен, работал башмачником, но его заработки едва позволяли семье сводить концы с концами. Так как Ганс был единственным ребенком в семье, то, естественно, стал сосредоточением интересов родителей.

Еще в детстве мальчик отличался от своих сверстников. Он тонко чувствовал окружающий его мир, очень эмоционально реагировал на поведение животных и людей и был почти мистично религиозен. Понимание веры в Бога дал ему отец – и он же привил ему любовь к чтению. Несмотря на бедность, этот простой башмачник очень старался покупать книги. Сам Андерсен вспоминал, что его отец обожал читать вслух, причем не только Библию, но и рассказы, комедии и исторические книги. А самой заветной мечтой главы семьи Андерсенов было жить на склоне лет в маленьком чистом домике с кустами роз в палисаднике. Позже, в одной из своих сказок Андерсен опишет эту мечту отца.

Но отец Ганса скоропостижно скончался, когда будущий великий сказочник был еще маленьким. Мать решила все же дать сыну образование, а потому работала, не покладая рук, и собирала деньги на учебу сына. Худенький мальчик, покончив с хлопотами по хозяйству, начинал разыгрывать в крохотном кукольном театре представления. Театр этот ему смастерил когда-то отец, а вот пьесы Ганс всегда сочинял сам.

Со сверстниками Ганс не дружил. Они смеялись и издевались над его невозможными фантазиями. А вот со взрослыми людьми ему всегда везло. Неподалеку от Андерсенов жила вдова священника Бункефлода вместе с сестрами. Женщины заметили и полюбили мальчика-фантазера, начали приглашать его к себе. Именно от них Андерсен узнал, что слово поэт нужно произносить с благоговением. В доме Бункефлода мальчик впервые прочитал произведения Шекспира и под влиянием великолепных пьес решил сочинить свою. Эту пьесу, названную им «Карась и Эльвира», Ганс и в мыслях не имел показывать ровесникам. Он решил для пробы прочитать ее кухарке, жившей по соседству. Но грубоватая женщина осмеяла мальчика, что расстроило его до слез. Мать еле сумела утешить его, сказав, что кухарка попросту завидует его необычайному таланту. Ганс через некоторое время успокоился и продолжил сочинять свои пьесы.

Но первую популярность он завоевал вовсе не за творчество. Любовь к чтению и прекрасная память позволяли мальчику запоминать значительные отрывки произведений. К тому же у Ганса был хороший голос, и он прекрасно декламировал выученные строки. Талант Андерсена был замечен, и, в частности, им заинтересовался полковник Хег-Гульберг. Он даже счел нужным оказать Гансу протекцию и представить его будущему Кристиану VIII, в то время еще наследному принцу. Как о самой этой аудиенции, так и о ее последствиях Андерсен всегда упоминал исключительно скупо. Но, возможно, именно встреча с принцем помогла мальчику из бедной семьи вскоре поступить в школу. Школа эта была из разряда начальных, а преподавание велось очень плохо. Зато в ней Андерсена все же учили не только закону божьему – он познакомился с письмом и арифметикой. Однако дома уроки Ганс практически не готовил. Он предпочитал предаваться чтению и мечтам, а домашние задания чаще всего учил утром, отправившись в школу. Так как будущий писатель не прекращал рассказывать сверстникам удивительные истории, то над ним, с легкой руки мальчишек, смеялся весь город. Когда Ганс возвращался домой из школы, мальчишки бежали за ним и дразнили его тем, что он «сочинитель комедий». Знали бы эти бестолковые дети, что их дразнилки почти в точности исполнятся!

Однако мать Андерсена была женщиной куда более практичной, нежели ее сын. Она считала, что странные увлечения ребенка вряд ли сделают его счастливым – а уж тем более не дадут денег на житье. Она решила отдать Андерсена обучаться портняжному делу. Мальчик ужаснулся такой перспективе и начал умолять свою мать дать ему возможность отправиться в Копенгаген. На резонный вопрос матери, что он там собирается делать, Ганс отвечал, что непременно прославит ее. Наконец, мать уступила его просьбам, собрала пожитки сына в узелок и договорилась с местным почтальоном, чтобы тот отвез Ганса без билета в Копенгаген. На пароме Ганс Андерсен пересек пролив между материком и островом и через три дня оказался в столице Дании. Шел 1819 год.

Ганс решил начать свою работу с театра, которым бредил чуть ли не с младенчества. Способ устроиться в театр он выбрал довольно интересный – отправился к известной певице домой и, весь в слезах, просил знаменитость устроить его на сцену. Чтобы отвязаться от диковинного подростка, женщина пообещала сделать для него все, но о своем обещании забыла, разумеется, сразу же после ухода просителя. Позже эта певица скажет Андерсену, что в момент первого знакомства сочла его просто-напросто сумасшедшим. Ее трудно осуждать, так как помимо странных речей, Андерсен обладал и весьма неказистой внешностью. Он был весьма долговязым, причем длинными у него были не только руки и ноги, но еще и шея, а также нос. В каком-то смысле он явился для Копенгагена «гадким утенком». Однако упорство Андерсена привело его ко многим крайне выгодным знакомствам – с композитором Вейзе, профессором консерватории господином Сибони, поэтом Гольдбергом. Эти люди, так же, как когда-то семья Букенфлод, сумели оценить юный талант и поддержали юношу в его стремлении. Но основную роль в том, что Андерсена приняли в Королевский театр, сыграл конференц-советник Колин.

Правда, ожидаемых радостей сцена Гансу не принесла. В Королевском театре мальчику доверяли играть только роли второго плана. Кроме того, он взрослел, началась ломка голоса, что послужило сначала меньшей занятости, а потом и увольнению. К этому времени Андерсен успел сочинить пятиактную пьесу и, в общем-то без особой надежды, написал королю письмо, в котором просил денег на издание. Удивительно, но просьба была исполнена. Кроме пьесы, в книгу вошли стихи. Ганс даже позаботился о рекламной кампании и в ее рамках разместил в газете анонс книги. Однако изданную книгу никто не покупал. Андерсен не потерял надежду и пошел со своей книгой в театр, для того чтобы по его пьесе поставили спектакль. Но в театре он получил категорический отказ, мотивированный тем, что у автора напрочь отсутствует опыт. Тем не менее, настойчивость и талант юноши были оценены, и несколько влиятельных лиц попросили короля Дании Фредерика VI дать возможность развиться таланту.

Король разрешил Андерсену обучаться за казенный счет в школе городка Слагелс, а позже в Эльсинорской школе. Для юноши это было чудом – ему не надо было отныне думать о том, что он будет есть и где будет ночевать. Правда, школьники были младше Андерсена на шесть лет, и многие из них успевали гораздо лучше. Андерсен сохранил в своей душе память об этом времени, как о самом мрачном в жизни. Его опять дразнили школьники, его строго критиковал ректор школы, и переживания юноши по этому поводу были столь болезненны, что до конца дней он видел хмурого ректора в самых кошмарных снах. Школу Андерсен закончил в двадцать два года, но грамоты так толком и не одолел – всегда делал в своих сочинениях огромное количество грамматических ошибок.

В 1829 году Андерсен, уже учась в университете, издал «Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака» – сатирический рассказ. Кстати, общество Дании оценило и лирические его стихотворения, признав Андерсена замечательным поэтом. В основном, он писал стихи о любви к родине, затрагивал христианские темы и, конечно же, воспевал датские пейзажи. Позже многие его стихотворения, основанные на библейских сюжетах и псалмах, были положены на музыку. Тем не менее, Андерсену хотелось настоящей славы и признания своего таланта критиками. Как это ни странно, а всю свою жизнь он пытался прославиться именно как романист и драматург. Публикуя пьесы и романы, Андерсен открыто презирал собственные сказки. Но это они принесли писателю истинную славу и заслуженное признание всего мира.

Некоторые эпизоды жизни Андерсена вполне можно изучать по его роману «Импровизатор» – о художнике, дар которого пробивался через толстые стены презрения. Этот тонкий психологический роман многие исследователи называют практически автобиографией Андерсена. «Импровизатор» - вершина творчества Андерсена как прозаика, но, к сожалению, в России он не издавался с 1895 года. Что же до сказок – то достоверно известно лишь то, что писать их Андерсен начал в зрелом возрасте. К этому времени он завоевал признание как путешественник и поэт. Колыбельные песни на его стихи пели матери своим детям, а вся Дания зачитывалась удивительными книгами о путешествиях Андерсена по Швеции и Италии. Лучшей стала книга «Путевые тени» – впечатления о путешествии в Италию в 1831 году.

Андерсену удалось стать и известным драматургом – на сцене с большим успехом шли «Первенец», «Мулат», «Дороже жемчуга и злата», «Грезы короля» и другие пьесы. Интересно, что премьеры своих пьес Андерсен предпочитал смотреть с мест, предназначенных для простого люда, а не из первых рядов партера.

Первые сказки Ганса Христиана Андерсена были подвергнуты жесточайшей критике, но эти выпады читателей не интересовали. Брошюры с чудесными, ни на что не похожими историями передавались из рук в руки и в короткое время зачитывались до полной ветхости. Талант Андерсена состоял в том, что самые серьезные вещи он мог объяснить в своих сказках простыми и понятными словами. Многие его биографы считали, что Андерсен в душе остался ребенком, и именно поэтому созданные им персонажи столь доступны детям. Но обожали читать их и взрослые. В этих сказках оживали самые банальные предметы – ржавая игла для штопки, кол для забора, черепки и кусочки камней – любая вещь могла поведать свою веселую или грустную историю.

У Андерсена не было детей, и он никогда не был женат. За свой божественный дар он заплатил одиночеством, которое стало особенно острым на последнем этапе его жизни. Хотя некоторые литературоведы вскользь упоминают о печальной любви, случившейся между Андерсеном и датской певицей Иени Линд. Никто не знает, когда вспыхнула эта любовь – известен лишь ее исход. Считается, что Андерсен решился не жертвовать призванием писателя ради семейной, пусть и счастливой жизни, и роман закончился разрывом. Однако вполне возможно, что это Иене Линд прервала их отношения, увидев, что Андерсен слишком много времени уделяет своему творчеству. Точных данных об этом не существует.

Свою последнюю сказку он написал в 1872 году, на Рождество, а вскоре он неудачно упал и получил очень серьезные травмы. Хотя прожил сказочник еще целых три года, оправиться от этого падения он не сумел.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года. Прах великого сказочника покоится в Копенгагене, на кладбище Ассистэнс.

Самое удивительное, что, даже прикованный к постели, он не прекратил творить свои фантастически прекрасные сказки. После его смерти друзья обнаружили в письменном столе Андерсена листы с новой сказкой – почти законченной, но так и не обретшей своего финала.

Поделиться: