26 августа 1947 года в столице России родился мальчик, которого назвали Яном. Его родители не имели совершенно никакого отношения к искусству – отец, Мейер Самойлович Шульруфер, был адвокатом, мать, Раиса Яковлевна Арлазорова, работала хирургом. Мейер Самойлович и Раиса Яковлевна до войны жили в Харькове и много рассказывали сыну о своем детстве и о необыкновенной любви, возникшей между ними – мальчиком и девочкой из враждующих районов родного города. Сам Ян Мейерович утверждал, что всем хорошим в себе он обязан родителям, и только решение посвятить себя театру возникло благодаря двоюродному деду, актеру театра имени Вахтангова.
В детстве Ян был застенчивым и даже замкнутым, а вдобавок к этому изрядно толстым. Родители постоянно пытались развивать его физически, заставляли заниматься спортом, ходить в разные секции. Но, несмотря на все их усилия, Ян относился к спорту с полным равнодушием, да еще и стеснялся собственной фигуры, что, впрочем, не мешало его большому увлечению пирожками… Не слишком занимали его и науки, в отличие от младшего брата Леонида, который стал математиком. Ян же выбрал театр – и после школы, в 1965 году, поступил в Щукинское театральное училище, где занимался на курсе Веры Львовой.
Именно в училище он познакомился со своей будущей женой – Ёлой Санько. Ян и Ёла поженились сразу после выпуска, в 1969 году, и вскоре в молодой семье появилась дочка Алена. Правда, счастливым этот брак не стал, и через несколько лет супруги расстались.
В 1970 году Ян устроился на сцену Центрального детского театра, где проработал три года. По его рассказам, любимой ролью в детском театре стала роль собачки, потому что нужно было всего-то выйти на сцену и тявкнуть, после чего Ян мог ехать домой и смотреть телевизор. В 1974 году он сменил работу и стал артистом Театра имени Моссовета. Вместе с Яном на этой сцене работали Марецкая, Раневская, Марков, Орлова, но даже такой прекрасный коллектив не помог молодому актеру полюбить свою работу всей душой. В театре Яну было скучно, и он начал заниматься пародиями и выступать на эстраде во время сборных концертов.
В 1978 году Яна Арлазорова пригласили на вечер Ростислава Плятта, проходивший в Доме актера. Гостем того же вечера оказался Леонид Утесов, которому очень понравилось, как выступал начинающий пародист. После концерта Утесов подошел к Арлазорову и попросил позвонить ему. Ян Мейерович пообещал, но звонить постеснялся, однако Утесов нашел его сам и посоветовал принять участие в VI Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов. На конкурсе был тогда председателем жюри Аркадий Райкин, а получить высшую оценку у неподкупного Райкина могли только те актеры, которые действительно чего-то стоили – и в 1979 году Ян Арлазоров стал на этом конкурсе лауреатом.
Его первым серьезным успехом стал образ кассирши со знаменитым на всю страну выражением «Госпидя!». Эту вещь написал для Арлазорова Семен Альтов. В дальнейшем Ян Мейерович работал и с другими профессионалами – среди его монологов есть тексты Марьяна Беленького, Анатолия Трушкина, Александра Дудоладова. Но в основном монологи Арлазорова написаны им самим. Великолепный импровизатор, Ян Мейерович стал одним из первых в разговорном эстрадном жанре, кто напрямую обращался к зрительному залу, втягивал зрителей в свою игру, в сценическое действие. Детские комплексы давным-давно позабылись, и Арлазоров легко и свободно выходил с микрофоном в зал, на прямой контакт со своей аудиторией. Подобное удается далеко не каждому артисту – ведь для таких выступлений необходима готовность к самым разным ситуациям, мгновенная реакция и остроумие. Арлазоров умел держать внимание зрителей и любил именно моменты непредсказуемости дальнейшего развития событий, хотя в своих интервью никогда не скрывал, что такая манера выступления стоит ему огромных душевных и физических затрат.
В 1989 году Арлазоров официально ушел из театра Моссовета и выступал почти исключительно на эстраде. Самым известным образом Яна Мейеровича стал образ «человека из народа» – именно с его легкой руки прижилось шутливое обращение «Эй, мужик!», и в начале девяностых годов этот мастер импровизации и экспромта превратился в любимца всей России.
К концу века Арлазоров начал вести собственное радиошоу и утверждал, что лучшие тексты для шоу написал не он сам, а некий неизвестный автор, имевший африканское происхождение. Около двух лет его передача «Народная скорая помощь» собирала множество слушателей – люди верили любимому юмористу, а он действительно умел им помогать. При этом Ян Мейерович не раз говорил, что у него самого друзей нет – только приятные знакомые.
После первого крайне неудачного брака Арлазоров стал едва ли не отшельником. Но последние двадцать лет жизни рядом с ним всегда была одна-единственная женщина – его менеджер и директор Людмила Карчевская. Близкие люди рассказывают, что их отношения определяла настоящая большая любовь, не связанная официальным браком только по желанию Людмилы.
Потеряв мать, умершую от рака, Арлазоров очень переживал о здоровье своего отца. Когда Мейер Самойлович серьезно заболел, сын предложил ему лечь в больницу вместе – и тогда у Яна Мейеровича обнаружили тяжелую болезнь желчного пузыря. Однако после операции развилась опухоль, а от следующей операции Арлазоров отказался, хотя и согласился лечиться в одной из германских клиник. Здесь его все же прооперировали, но не слишком успешно – болезнь продолжала развиваться, и все усилия врачей оказались напрасными.
Ян Мейерович Арлазоров скончался в Москве, 7 марта 2009 года. Его похоронили на Востряковском кладбище.
Последние месяцы своей жизни Ян Мейерович не общался практически ни с кем, и в этом замечательного артиста можно понять. Его желание сбылось – люди, перед которыми он выступал всю жизнь, запомнили Арлазорова жизнерадостным, веселым и бодрым, настоящим «народным мужиком России».