Популярные
На фото Ян Длугош

Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах
Биография

Биография

Учился в Краковском университете (1428—1431), где изучал диалектику и философию. Краковский каноник (с 1436), в 1439 был принят секретарём краковского епископа Збигнева Олесницкого, На этой должности, посвященный Збигневом в священники и принятый в число краковских каноников, оставался до самой смерти епископа в 1455 г., приобрел доверие и расположение епископа, поручившего ему все свои личные и имущественные дела.

Олесницкий оказал влияние на карьеру Длугоша и на склад его понятий и направление деятельности. В 1448 году епископ отправил Длугоша в Италию хлопотать у папы Николая V о присылке кардинальской шляпы, давно обещанной Збигневу. Успешное выполнение этого поручения послужило началом дипломатической карьеры Длугоша. Вначале регентство, в отсутствие короля, затем сам король Казимир IV начинают пользоваться услугами Длугоша в сношениях с Чехией, Венгрией и Тевтонским орденом. Дипломатическая деятельность прерывается по смерти Збигнева, когда, в возникшем между королем и краковским капитулом споре из-за права выбора епископа, Длугош, верный идеям Збигнева о самостоятельном значении церкви в государстве принял сторону капитула и тем навлек на себя опалу короля. В 1464 году он, однако, опять уже вел переговоры в Пруссии, а в 1466 был в числе польских уполномоченных при заключении Торнского договора с орденом. С 1467 году на него возложена была обязанность учителя королевских детей. Когда по смерти Юрия Подибрада, в 1471 году, старший сын Казимира и воспитанник Длугоша, Владислав, избран был чешским королем, Длугош вместе с ним отправился в Чехию, в качестве как бы наставника и опекуна молодого короля; но вскоре болезнь принудила его возвратиться на родину. Незадолго до смерти он был избран львовским архиепископом, но, не дождавшись посвящения, умер в 1480 году.

История Польши

Среди многих его сочинений наиболее известно «Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae», называемая обычно «Хроникой Длугоша». Это лучшая польская средневековая хроника, доведённая до 1480 года, в 12 книгах на латинском языке. В «Хронике Длугоша» использованы материалы государственных и церковных архивов, польские, чешские и венгерские хроники, русские и литовские летописи. В хронике также использованы народные предания, рассказы очевидцев, некоторые жития святых, мемуары Збигнева Олесницкого.

Часть хроники переведена на русский язык.

Сведения хроники всегда требуют тщательной проверки, и это обусловливается уже самым взглядом его на характер своего труда. Как исторический писатель, Д. стоит на переходной ступени между летописным изложением фактов и научным исследованием их. Одинаково далекий от безразличия древних хроникеров и беспристрастия современного ученого, он в своем грандиозном труде является служителем не столько исторической истины, сколько определенных политических идей на моральной подкладке. Горячий патриот и приверженец независимости католической церкви и даже господства ее над государством, он рассматривает всю историю Польши, как прославление своей родины и урок служения государства церкви и ее задачам. Вокруг этих основных идей группируются все факты, вследствие чего группировка нередко выходит искусственной, натянутой, подчас совершенно произвольной. Увлеченный стремлением доказать свою любимую мысль, Д. очень свободно обращается с источниками, то обходя молчанием факты, сообщаемые ими, но неблагоприятные для его тенденции, то искажая их показания, иногда до полной противоположности с прямым их смыслом. Другая причина многочисленных ошибок Д. лежит в способе отношения его к источникам, общим всему его веку. Прежде всего у него часты удвоения фактов: всякое событие, занесенное в разные источники под различными годами или даже в один и тот же источник дважды, обращалось у Д. в два отдельные факта. С другой стороны, побуждаемый стремлением к определенности известий, он часто вносит в данные источников целый ряд новых подробностей, имен, чисел, даже событий, руководясь лишь своими догадками. Эти недостатки не уничтожают, однако, громадного значения его труда — этого наиболее видного памятника польской средневековой историографии, в котором с замечательным трудолюбием собраны все доступные тогда сведения о прошлом Польши и положено начало ее систематической истории.

Сочинения

  • Прусские хоругви (Banderia Prutenorum, 1448)
  • жизнеописание св. Станислава (1465);
  • жизнь св. Кинги;
  • каталоги и жизнеописания польских епископов (бреславльских, владиславских, познанских, гнезненских, краковских и плоцких; составлялись за время 1468—78 г.);
  • книга имений краковской церкви (Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis).
Поделиться: