Биография
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.
Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Хубертом. Ян ван Эйк закончил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур.
Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон — 9 июля 1441).
Имел несколько учеников, в числе них — Петрус Кристус.
Основные работы
- «Гентский алтарь» (совместно с Хубертом ван Эйком; 1432, собор св. Бавона, Гент).
- «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж),
- «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге),
- триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
- Портрет Молодого Мужчины (Тимофей; 1432) — Масло на дереве, 34.5 x 19 см, Национальная галерея, Лондон
- «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон)
- портрет Маргареты ван Эйк, жены художника (1439, Масло на дереве, 32.6 x 25.8 см, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
- Распятие и Последний Суд диптих (1420—1425) — Масло на дереве переведенная на полотно, 56.5 x 19.5 см (каждая картина),
Городской музей искусств, Нью-Йорк - Мадонна в Церкви (ок. 1425) — Масло на дереве, 32 x 14 см, Государственные музеи Берлина, Берлин
- Стигмата Св. Франциска (ок. 1428—1430) — Масло на панели, 28 x 33 см, Galleria Sabauda, Турин
- Портрет Ювелира (Человек с Кольцом; ок. 1430) — Дерево, 16.6 x 13.2 см, Румынский Национальный музей, Бухарест
- Святой Иоанн Евангелист (1432) — Масло на панели, 149.1 x 55.1 см, собор св. Бавона, Гент
- Мадонна с Читающим Ребенком (1433) — Масло на дереве, 26.5 x 19.5 см, Викторианская Национальная галерея, Мельбурн
- Портрет Николло Альбергати (ок. 1435) — Масло на панели, 34 x 27.5 см, Музей истории искусств, Вена
- Портрет Мужчины с Гвоздикой (ок. 1435) — Масло на дереве, 40 x 31 см, Государственные музеи Берлина, Берлин
- Портрет Баудэйн де Ланой (ок. 1435) — Масло на дереве, 26 x 20 см, Государственные музеи Берлина, Берлин
- Портрет Джиованни Арнольфини (ок. 1435) — Масло на дереве, 29 x 20 см, Государственные музеи Берлина, Берлин
- Мадонна и Ребенок(Lucca Madonna, Кормящая Мадонна, 1436) — масло на панели, 65.5 x 49.5 см, Штедель, Франкфурт
- Портрет Яна де Лиюв (1436) — Масло на дереве, 24.5 x 19 см, Музей истории искусств, Вена
- Св. Варвара (1437) — Grisaille на дереве, 31 x 18.5 см, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Голова Христова (1438), копия — Государственные музеи Берлина, Берлин, Старая пинакотека, Мюнхен
- Мадонна и Ребенок у Фонтана (1439) — Масло на дереве, 19 x 12 см, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Портрет Христа (1440) — Дубовая панель, 33.4 x 26.8 см, Муниципальная художественная галерея, Брюгге
- Св. Иероним (1440) — масло на пергаменте на дубовой панели, 20 x 12.5 см, Институт искусств Детройта, Детройт
Галерея
-
Портрет человека в тюрбане. Масло на панели, 25.5 x 19 cm, 1433. Национальная галерея, Лондон
-
Мадонна каноника ван дер Пале. Масло на дереве, 122 x 157 cm, 1436. Музей Гронинге, Брюгге
-
Мадонна канцлера Ролена. Дерево, 66 x 62 cm, 1435. Лувр, Париж
Интересные факты
- В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником. . Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.
- Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Но, одна из самых интересных принадлежит британскому художнику Д. Хокни и физику Чарльзу М. Фалько. Они полагают, что ван Эйк использовал изогнутые зеркала и маленькие линзы-для создания почти фотографических изображений. Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах.
Память
В честь Ван Эйка назван кратер на Меркурии.
Библиография
- Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965;
- Никулин Н. Н. Ян ван Эйк [Альбом]. Л., 1967
- Friedl?nder М. J., Die aitniederl?ndische Malerei, Bd 1, B., 1924;
- Baldass L., Jan van Eyck, L., 1952;
- Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1—2, Camb. (Mass.), 1953.