Зинаида Михайловна Нарышкина родилась в семье старинного прославленного рода Нарышкиных, которые в свое время имели родство с Романовыми. Мать Петра Великого — Наталья Кирилловна Нарышкина происходила из дворянского рода Нарышкиных. Хотя сама Зинаида Михайловна скрывала свою родословность, и знали о её предках только близкие люди.
С самого детства у Зинаиды особым объектом мечтаний был театр. Закончив школу она решает поступить в Московский театр «ГИТИС», где за её обучение берется советский актёр и режиссёр театра Судаков, Илья Яковлевич. После окончания обучения в театре «ГИТИС» Зинаида Нарышкина устраивается в Театр рабочей молодежи (ныне — Московский государственный театр «Ленком»), где достаточно быстро стала ведущей актрисой труппы.
Вскоре в театре «Ленком» она знакомится и влюбляется в Николая Рытькова, партнёра по сцене, и выходит за него замуж. Молодого актёра, увлеченного языком эсперанто, считали одним из ведущих эсперантистов страны. Но в 1938 году его арестовывают и осуждают на 18 лет по политической статье. Нарышкину Зинаиду Михайловну, как «врага народа» уволили из театра, и ей приходится по воле судьбы уезжать в Узбекскую Советскую Социалистическую Республику. В Ташкенте устраивается и работает в местном Театре Советской армии (ныне — Центральный академический театр Российской армии), где она играет практически во всех спектаклях. В 1946 году Нарышкина вернулась в Москву и стала актрисой Мосэстрады, занималась чтением со сцены рассказов и стихов. Много сочиняла сама, но только для себя. Иногда, чтобы занять себя чем-либо, могла шить платья для ансамблей, делать ремонт в доме.
В 1956 году освобождается из мест заключения муж Николай Рытьков. В середине 60-х он отправился в загранкомандировку в Вену на Международную конференцию по эсперанто в качестве главы советской делегации. Обратно в СССР Николай возвращаться отказался, тем самым, став «невозвращенцем». Вскоре он переезжает жить в Великобританию, где работает диктором на Би-би-си. После эмиграции Рытькова Николая Зинаида Михайловна вновь оказывается под «колпаком» у спецслужб СССР. Её почтовая корреспонденция проверяется, ценные посылки, которые муж регулярно шлет ей из-за границы, часто не доходят. Она даже подавала жалобы во Всемирный почтовый союз. После жалоб посылки приходили не вскрытые, но Зинаида многие вещи, присылаемые мужем, такие как шикарные платья и костюмы, раздавала знакомым коллегам по работе.
В конце 1950-х — 1960-х годах актриса иногда снимается в эпизодических ролях в кино, но чаще по знакомству. Одну из крупных (фактически главную роль) она сыграла только однажды — в фильме «Снежная сказка». Её героиню звали «Бумажная душа» — хитрая сказочная женщина помогала Старому Году сделать всё, чтобы не наступил Новый год.
С 70-х годов Зинаида Нарышкина стала «звездой» киностудии «Союзмультфильм». В сказке «Дед Мороз и лето» она произносит, от имени вороны, знаменитую фразу «Ку-ку, ку-ку, раскукукался!», актриса могла входить в эти стены, как в родной дом. Успех Зинаиды Михайловны закрепила в 1972 году грандиозно «сыгранная» роль гнусавой Совы в мультфильме Фёдора Хитрука «Винни Пух и день забот». Но ещё большую популярность Зинаида Нарышкина завоевала на радио, где создала блистательные образы Совы и Мартышки в многолетнем, легендарном сериале «КОАПП» («Комитет по охране авторских прав природы, Комиссия особо активной помощи природе»).
В последние годы жизни она очень плохо себя чувствовала, была морально расстроена, раздражительна, и основным объектом её раздражений было пошлое и низкое качество кинофильмов, на которые её «вдруг» стали приглашать. На все приглашения она отвечала отказом. Её раздражало огромное количество бесчувственных и бессмысленных телепередач о преступности. Актриса часто переживала за своих голодных четырёх собак и шесть кошек.
5 сентября 1993 годa Зинаида Михайловна Нарышкина умерла. Хоронить актрису было некому, ни в каком штате она не числилась. Радиокомитет и СТД развели руками. Месяц её тело пролежало в моргe невостребованным, после чего его кремировали, a пепел до сих пор не понятно, куда был перемещен. Имеются предположения, что её прах был просто выброшен в природную среду.
№ 1 1982 — «Чародеи»-- Скатерть-самобранка