Член КПСС с 1919 года. Профессор философии (1929), основатель белецкианской научной школы по социальной философии (видные представители: А. И. Вербин, В. Ж. Келле, Ш. М. Герман, М. Я. Ковальзон, Д. И. Кошелевский, Е. А. Куражковская и другие).
Биография
Родился в семье священника. Окончил медицинский факультет МГУ (1925), естественное отделение Института красной профессуры (1929). В 1929—1933 гг. на научно-педагогической работе в Ростовском-на-Дону университете. В 1929 году был удостоен звания профессора без защиты докторской диссертации , как закончивший Институт красной профессуры. В 1933—34 гг. директор Ростовского-на-Дону института марксизма-ленинизма.
В 1934—43 годах работал научным сотрудником и партсекретарём в Институте философии АН СССР. С 1942 года также работал в МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1943—53 годах заведовал кафедрой диалектического и исторического материализма философского факультета МГУ.
В 1944 году инициировал снятие Сталинской премии с третьего тома «Истории философии» (по немецкой классической философии, редакторы: Г. Ф. Александров, Б. Э. Быховский, М. Б. Митин, П. Ф. Юдин) . Являлся инициатором организованной в 1947 году философской дискуссии по книге академика Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» . В 1947—48 годах вёл активную борьбу с морганистами на биологическом факультете МГУ. Активно поддерживал И. И. Презента и Т. Д. Лысенко, в частности редактировал доклад последнего на сессии ВАСХНИЛ 1948 года . Входил в редколлегию журнала «Вестник Московского университета». Преследовался оппонентами в ходе кампании против космополитизма в 1949 году (белорус по национальности).
С 1953 года возглавлял кафедру диалектического и исторического материализма гуманитарных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова, с 1955 года работал в МИЭИ.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944) и другими наградами.
Научные идеи
- Новые идеи в философии возникают не столько на основе созданного ранее культурологического материала, сколько на базе существующих социально-экономических отношений.
- Новые идеи определяются прежде всего конкретно-историческими условиями жизни общества, научный социализм не вносится в среду рабочего класса «извне», как утверждал Ленин, а вырабатывается в ней как выражение коренных интересов трудящихся.
- Марксистская философия является прямым выражением интересов пролетариата.
- Не марксизм должен быть понят в контексте истории философии, а история философии должна быть объяснена с точки зрения марксизма .
- Вся идеология эксплуататорских классов направлена на искажение истинной картины мира,.. идеалистическая философия является отражением интересов эксплуататорских классов.
- Объективная истина существует до человека и без человека.
- Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания присуща только антагонистическим формациям, в условиях социализма уже нет относительной самостоятельности.
Цитаты
- «Русская революционно-демократическая философия — единственная из всей домарксовской философии — не обладала относительной самостоятельностью, потому что она не противопоставляла себя народу».
- «На Западе до появления марксизма не было философии, которая выражала бы интересы трудящегося народа».
- «Не с вершины истории философии можно понять марксизм, а, наоборот, лишь с т. зр. марксизма можно понять и объяснить всю прошлую философию» (Вопросы философии. № 1. 1947. СС. 318—319).
- «Перед философией на первом плане стояли не столько интересы знания, сколько политические интересы того или иного класса, государства» (1947 г.).
- «Марксистский подход требует умения понять философию как идеологию определённого общества, класса, государства… Только при таком изложении история философии приобретает смысл и перестает быть сборником философских терминов, она предстает как наука партийная».
Отзывы
- «Белецкий оказался единственным советским философом, осмелившимся подвергнуть негласной критике некоторые идеи Ленина и Энгельса» (Ф. Х. Кессиди).
- «Белецкий был непререкаемым авторитетом на философском факультете [МГУ]» (Т. И. Ойзерман).
- «Белецкий… вёл линию марксистского теоретического дискурса дальше, чем остальные интеллектуалы, не лукавил и не останавливался перед необходимостью вступить в борьбу с сильными мира сего. До самой смерти Белецкого его имя было сопряжено с идеей борьбы за чистоту марксизма против коллег по философскому цеху» (Г. С. Батыгин).