Старший сын генерального прокурора парламента в Экс-ан-Провансе. Свою раннюю биографию изложил в одном из первых своих романов («Мемуары г-на маркиза д’Аржана», 1735), который считается достаточно достоверным источником. Молодость его изобиловала приключениями: неудачная военная карьера (вследствие ушиба, полученного им при падении с лошади, должен был оставить военное поприще в чине капитана), тайный брак с актрисой Сильвией и вынужденное бегство в Испанию, поездка при дипломатической миссии в Алжир и Константинополь, где ему угрожала смертная казнь, бурная жизнь в Риме, где его чуть не зарезали наемные убийцы. Отец долго и безуспешно пытался наставить сына на путь истины, прибегая к крайним мерам, вплоть до шестимесячного заключения в цитадели Перпиньяна. Кончилось тем, что его лишили наследства в пользу младшего брата.
Он изучал в Париже юриспруденцию, знал много языков, включая древнегреческий и древнееврейский, был знатоком истории и философии, древней и новой, занимался химией и анатомией, брал уроки рисования у де Каза, профессора Академии живописи. Перебравшись в Голландию, маркиз д’Аржан с середины 1730-х годов пробует свои силы на литературном поприще.
Фридрих Прусский, тогда ещё наследный принц, усиленно приглашает маркиза д’Аржана в Берлин. Но это приглашение было принято лишь после того, как Фридрих вступил на престол (1740); к этому времени опубликованы почти все основные художественные произведения писателя. Король назначает его камергером двора, директором королевского театра, главой отделения словесности Берлинской академии наук. Он становится членом кружка философов, собравшихся при прусском дворе, среди которых было несколько выдающихся ученых — П.-Л. Мопертюи, Ж.-О. Ламетри, Ф. Альгаротти, одно время — Вольтер. В Берлине маркиз д’Аржан провел 25 лет, однако до конца так и не смог там прижиться. Его неравный брак с актрисой Бабеттой Кошуа вызвал недовольство не только его родных, но и Фридриха II, в результате остаток своих дней он прожил на родине, в Эксе.
Романы д’Аржана, в особенности его «Письма», были чрезвычайно популярны на протяжении почти всего XVIII века, в том числе в России.
Упоминается в «Эпистоле» (1753) И. П. Елагина:
Своим главным трудом считал «Философию здравого смысла». Этим трактатом, выдержавшим 15 изданий, переведённым на английский, немецкий и голландский языки, восхищался Вольтер; его критиковали Лессинг, Гердер и Кант.
«Письма» представляют собой по замыслу нечто единое; в них дается широкая картина нравов и обычаев различных народов, древних и новых. Автор скрывается под маской переводчика и издателя этих посланий, в которых обсуждаются проблемы познания мира, политического устройства, религии, философии, морали, отношений в обществе. Д'Аржан не отрицает, что высоким образцом ему служил «неподражаемый автор» «Персидских писем», один из самых великих людей, живущих ныне в Европе.
«Письма» впоследствии становились образцами подражания для позднейших авторов. «Китайские письма» послужили одним из главных источников романа «Гражданин мира» Оливера Голдсмита. «Почта Духов» И. А. Крылова создана под влиянием «Кабалистических писем», из которых заимствованы целые страницы философского содержания.
Иногда д’Аржану приписывают бестселлер XVIII века, порнографический роман «Тереза-философ» (Th?r?se philosophe, 1748).