Популярные
На фото Жан-Филипп Рамо

Жан-Филипп Рамо

французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко
Дата рождения:
1683-09-24
Дата смерти:
1764-09-12
Биография

Биография

Сын органиста, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре Монпелье, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе. С 1722 обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 стал придворным композитором.

Творчество

Рамо — автор трёх сборников пьес для клавесина (1706, 1724, 1727) и пяти «концертов» для клавесина, скрипки и виолы да гамба (сборник издан в 1741), содержащих сюиты и яркие характеристические пьесы. Среди них наиболее известны «Тамбурин» (Tambourin), «Курица» (La poule), «Дофина» (La Dauphine), «Молоточки» (Les petits marteaux), «Перекличка птиц» (Le Rappel des oiseaux). Пьесы для клавесина — творческая лаборатория Рамо-композитора, место проведения экспериментов в области гармонии, ритма, фактуры. Например, пьесы «Дикари» (Les sauvages) и «Циклопы» (Les Cyclopes) необычайно изобретательны с точки зрения развёртывания тонального лада, а пьеса «Энгармоническая» (L'Enharmonique) — одна из первых известных в истории музыки образцов энгармонической модуляции.

Рамо создал новый оперный стиль, шедевром которого стали его лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737). Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантные Индии» (фр. Les Indes galantes, премьера: 1735, Парижская Опера, балетмейстер М.Блонди), пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики и поныне.

Теоретические трактаты

(в скобках - даты публикации; все - в Париже):

  • Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам (Trait? de l'harmonie r?duite ? ses principes naturels, 1722)
  • Новая система теоретической музыки (Nouveau syst?me de musique th?orique, 1726)
  • Рассуждение о различных способах аккомпанемента на клавесине или на органе (Dissertation sur les diff?rentes m?thodes d'accompagnement pour la clavecin ou pour l'orgue, 1732)
  • Происхождение гармонии, или Трактат о теоретической и практической музыке (G?n?ration harmonique, ou trait? de musique th?orique et pratique, 1737)
  • Демонстрация основ гармонии (D?monstration du principe de l'harmonie, 1750)
  • Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии (Nouvelles r?flexions de M Rameau sur sa d?monstration du principe de l'harmonie, 1752)
  • Наблюдения над нашей склонностью к музыке и о ее [склонности] основах (Observations sur notre instinct pour la musique et sur son principe, 1754)
  • Ошибки в музыкальных статьях Энциклопедии (Erreurs sur la musique dans l'Encyclop?die, 1755)
  • Законы практической музыки... (Code de musique pratique, ou M?thodes pour apprendre la musique ... avec de nouvelles r?flexions sur le principe sonore, 1760)

Признание

После смерти Рамо его наследие надолго затмило славу Глюка как реформатора оперной сцены. На протяжении XIX столетия Рамо забыли и почти не исполняли (хотя его музыку внимательно изучали Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер). Лишь на рубеже XIX—XX вв. значение Рамо и его музыки стало расти. Сегодня он признан крупнейшим французским композитором, виднейшей фигурой музыкальной эпохи между Франсуа Купереном и Гектором Берлиозом. Дени Дидро упоминает его в своем романе «Племянник Рамо».

В честь Рамо назван кратер на Меркурии.

Издания и переводы трактатов

  • Rameau J.-Ph. Complete Theoretical Writings, edited by Erwin R. Jacobi in 6 volumes // American Institute of Musicology. Miscellanea 3/1-6. [s.l.], 2000, 1967, 1968, 1969, 1969, 1972 (факсимиле всех музыкальных трактатов Рамо с научным предисловием редактора).
  • Hayes, Deborah. Rameau's theory of harmonic generation: an annotated translation and commentary of G?n?ration harmonique by Jean-Philippe Rameau. Ph. D. diss. Stanford University, 1968 (англ. перевод трактата "Происхождение гармонии"; диссертация также издана в виде микрофильма в Ann Arbor, 1974).
  • Rameau J.-Ph.. Treatise on harmony, transl. and ed. by Philip Gosset. New York: Dover, 1971 (английский перевод "Трактата о гармонии").
  • Hayes, Deborah. Dissertation on the different methods of accompaniment by Jean-Philippe Rameau. Ann Arbor (Michigan), 1974 (англ. перевод трактата "Рассуждение о различных способах аккомпанемента"; существует только в виде микрофильма).
  • Briscoe, Roger Lee. Rameau's D?monstration du principe de l'harmonie and Nouvelles r?flexions de M Rameau sur sa d?monstration du principe de l'harmonie. Ph.D. diss., Indiana University, 1975 (англ. перевод трактатов "Демонстрация основ гармонии" и "Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии").
  • Chandler B.G. Rameau's Nouveau syst?me de musique th?orique: an annotated translation with commentary. Ph.D. diss., Indiana University, 1975 (англ. перевод трактата "Новая система теоретической музыки").
  • Lippman E. Musical aesthetics: a historical reader. Vol. 1: From Antiquity to the eighteenth century. New York, 1986, pp. 339–359 (английский перевод трактата "Наблюдения над нашей склонностью...").
Поделиться: