Родился в бедном семействе в 1815 г. в Лионе, очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж, развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Л. Конье, но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи. Похоронен в Пуасси (департамент Ивелин), где был мэром с 1846 года.
Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, Месонье занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, например к Библии, «Всеобщей истории» Боссюэ, «Неистовому Роланду» Ариосто, романам Бернардена де Сен-Пьера, и уже в этих работах выказал легкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения.
Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьёзностью содержания.
Одна из первых картин Месонье (писанных чаще всего на дереве)
сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая, в последующих картинах брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь попрежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь ни в передачу сильных душевных движений, ни в комизм, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений разве только два действительно драматичны:
Среди прочих, более спокойных бытовых картин Месонье, наиболее замечательны:
В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времён революции, а также баталическими сюжетами, но остался в них при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, напр.:
Иллюстрировал Человеческую комедию Бальзака.
Кроме картин Месонье неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых однако его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он создал несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения.
Офорты с его картин известны также в исполнении гравёра Жюля Жакмара.
В 1890 предпринял обновление Национального общества изящных искусств, стал его президентом. После его смерти на этот пост был избран Пюви де Шаванн, вице-президентом — Роден.
Пользовался всеобщим почетом, был осыпан всякими отличиями и состоял с 1861 г. членом Французского института; умер в Париже в 1891 г. Никогда произведения художников не достигали при их жизни таких громадных цен, за какие продавались картины Месонье, получившего, напр., за «Кавалерийскую атаку» и за «Наполеона I в 1814 г.» по 300 000 фр., а за «Наполеона III при Сольферино» 200 000 фр. (впоследствии эта картина была перепродана её первым владельцем за 850 000 фр.
Одним из его учеников был Франсуа-Луи Франсэ.