Популярные
На фото Жиль Беншуа

Жиль Беншуа

франко-фламандский композитор, представитель «первой нидерландской школы»
Дата смерти:
1460-09-20
Биография

Жизнь

Биографические сведения о Беншуа скудны и противоречивы. Музыкальное образование получил, возможно, в родном городе. В 1419—23 годах — церковный органист в Монсе. В 1423 году переехал в Лилль, где поступил на службу к Уильяму, графу Саффолку (это обстоятельство отмечено в мотете Окегема на смерть Беншуа), который в это время находился в составе оккупировавших север Франции английских войск (см. Столетняя война). По заказу графа Беншуа написал рондель «Ainsi que a la foiz m’y souvient». Во второй половине 1420-х годов (возможно, уже в 1427 году) Беншуа поступил на службу в придворную капеллу герцога Бургундского, с которой связан расцвет его музыкальной карьеры. В 1431 году, когда был написан мотет Беншуа «Nove cantum melodie», он был певчим этой капеллы (в тексте мотета перечислены все 19 певчих). Не будучи рукоположен в священники, Беншуа тем не менее получал бенефиции (пребенды) в разных областях Бургундии, которые обеспечивали его безбедное существование. В 1437 году получил пост почётного секретаря бургундского двора. Беншуа был знаком и вероятно часто встречался с Гийомом Дюфаи (документирована их встреча в 1449 году). С 1452 года до конца жизни — каноник в церкви св. Винсента в Суаньи. Согласно историческим свидетельствам, даже в эти поздние годы Беншуа (помимо композиторской деятельности) продолжал петь в храме, причём делал это искусно.

Творчество

Беншуа — один из создателей светского жанра многоголосной шансон. Его «бургундская шансон» — наследница многоголосных светских баллад и виреле композиторов французской школы Ars nova. В его шансон сочетались архаические средневековые черты и свежие песенные обороты: в теноре проходил кантус фирмус, дискант насыщался материалом народной песни. В творческом наследии Беншуа присутствуют также мессы, магнификаты, мотеты, многоголосные обработки известных католических антифонов, гимнов, респонсориев. Многие произведения не сохранились.

В технике композиции (как и его великий современник Гийом Дюфаи) Беншуа широко использовал фобурдон.

Поделиться: