Биография
Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.
В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.
После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа,который случсиля в связи с волнением.
Сочинения (полный список)
Оперы
- «Анастаси и Дмитрий»
- «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
- «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
- «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862)
- «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
- «Иван Грозный» (фр. Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
- «Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
- «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
- «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
- «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
- «Каландаль» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—71, не окончена)
- «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
- «Дон Родриго» (1873, не окончена)
- «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Оперетты
- Анастасия и Дмитрий
- Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
- Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па
- Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
- Элоиза де Монфор (1855—1857)
- Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchant?, 1855-57)
- Эрминия (1855—1857)
- Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
- Давид (1856)
- Кловис и Клотильда (1857)
- Доктор Миракль (1857)
- Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
- Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)
Оды-симфонии
- Улисс и Црцея (по Гомеру, 1859)
- Васко да Гама (1859—1860)
Оратории
- Женевьева Парижская (1874—1875)
Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
- Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
- Вальс (C-dur, 1855)
- Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
- Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
- Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
- Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортапиано, после 1867) и др.
Для хора без сопровождения
- Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)
Произведения для оркестра
- Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
- Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866-68, исполнена 1869)
- Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
- Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)
Произведения для фортепиано в 2 руки
- Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
- Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
- Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
- Концертные хроматические вариации (кармен.
Фортепианные дуэты
- Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)
Произведения для голоса и фортепиано
- В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
- Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)
Музыка к драматическому спектаклю
- Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)