1 июля 1804 года в столице Франции Софи-Виктория Дюпен родила девочку, которой суждено было обрести гигантское количество поклонников. Девочку назвали Авророй, но мир знает ее под именем Жорж Санд.
Отец Авроры, Морис Дюпен, получил классическое образование, но выбрал карьеру военного и от рядового солдата дослужился до полковника. В 1800 году Морис завел знакомство с любовницей своего командира, Софи-Викторией Делаборд, а через четыре года сочетался с ней браком. Софи-Виктория была уже беременна Авророй – их общим ребенком, и на тот момент у Мориса уже был сын Ипполит, рожденный вне брака, а у его жены – дочь Каролина. Так что Морис Дюпен получил сразу полноценную семью и был счастлив – в отличие от его матери, графини Дюпен. Она долгое время не желала признавать невестку не дворянского звания, но после рождения внучки оттаяла, хотя с Софи-Викторией у нее остались весьма холодные отношения. Позже, в 1808 году, в семье родился еще и сын Огюст, однако при отъезде во Францию, в родовое поместье Дюпенов Ноан, дети заболели, и Огюст умер.
Семью ждало и еще одно горе – вскоре погиб и сам глава семейства, упав в темноте с лошади. Так как Аврора являлась прямой и единственной наследницей графского титула и поместья Ноан, мать полковника решила, что девочка должна получить достойное воспитание. Софи-Виктория долго колебалась, но решила, что дочь заслуживает лучшей участи и, оставив Аврору бабушке, уехала со своей старшей дочерью в Париж.
Первым учителем Авроры и Ипполита стал управляющий поместьем Жан-Франсуа Дешартр. Он занимался еще с Морисом Дюпеном и теперь обучал его детей истории, арифметике, письму и чтению. Музыкой с внуками занималась сама госпожа Дюпен – классическим пением и игрой на клавесине. Аврора рано пристрастилась к чтению, благо, библиотека в поместье была обширная. А вот религиозное воспитание Авроры и ее сводного брата было пущено на самотек, так как графиня Дюпен признавала лишь философское отношение к религии. Изредка бабушка позволяла Авроре видеть мать во время их приездов в Париж. Девочку подобное положение не устраивало, и она решила сбежать к матери. Узнав о ее намерении, графиня Дюпен сочла нужным отправить внучку учиться в монастырь, и мать одобрила эти планы. Для Авроры такое отношение матери стало ударом, и позже, сохраняя к ней внешнее уважение, она относилась к Софи-Виктории без всякой теплоты.
12 января 1818 года девочка оказалась в католическом монастыре августинцев. Здесь, под влиянием знакомства с религиозной литературой, в ее сознание проникли мистические настроения. Какое-то время Аврора даже хотела стать монахиней, но аббат Премор, ее духовник, весьма умный и дальновидный человек, объяснил девочке, что любой способен исполнять свой долг и в светской жизни.
В это время графиня Дюпен заболела, и у нее случился первый удар. Опасаясь, что в случае ее смерти внучка, как несовершеннолетняя наследница, окажется под опекой матери, бабушка решилась хлопотать о замужестве Авроры. Однако после приезда девушки в имение и по трезвому размышлению графиня пришла к выводу, что ее внучка не созрела для полноценной семейной жизни. Тем более что в обществе Аврора не считалась особенно завидной партией, так как мать ее была низкого происхождения, а в самой графской семье прослеживалась целая череда внебрачных детей.
Следующее кровоизлияние в мозг уложило госпожу Дюпен в постель, и Дешартр, к тому времени уже ставший мэром Ноана, решил, что Аврора должна самостоятельно управлять имением. А у Авроры произошел очередной поворот увлечений – она ударилась в философское христианство и с упоением изучала Боссюэ, Шатобриана, Аристотеля, Монтескье, Паскаля и Руссо. Окружающие часто порицали Аврору за весьма свободный образ жизни, немыслимый, по их мнению, для ее возраста и пола. Аврора обожала верховые прогулки и мужскую одежду, дружила, в основном, с сыновьями отцовских друзей и с одним из них, наконец, завела роман. Но отец Стефана де Грансаня считал Аврору недостойной для графского сына, а парализованная бабушка высказывала мысли о бедности семейства де Грансань.
26 декабря 1821 года графиня Дюпен умерла, перед кончиной согласившись причаститься и собороваться. Сделала она это не из-за большой религиозности, а, как призналась внучке, для того чтобы у Авроры после смерти родного человека было спокойней на сердце. Госпожа Дюпен передала опеку над внучкой графу де Вильневу – с тем условием, что Аврора будет проживать в его семье. Однако здесь предъявила свои права мать, и граф устранился от опекунства, чтобы не иметь дела с «простолюдинкой-авантюристкой». Вскоре начались конфликты – Софи-Виктория пыталась принудить Аврору к замужеству с человеком, который ей был неинтересен, и пригрозила монастырем. Тут Аврора поняла, насколько беззащитна, и в результате всех этих переживаний заболела, а мать оставила ее в покое.
В 1822 году Аврора познакомилась с внебрачным отпрыском барона Дюдевана – Казимиром. Девушка влюбилась, а Казимир, минуя обычаи, предложил руку и сердце Авроре лично. Ослепленная мужественностью жениха, Аврора считала, что Казимиру неинтересно ее приданое. Несмотря на определенное противодействие Софи-Виктории, в начале осени 1822 года Аврора и Казимир обвенчались и поселились в Ноане. 30 июня следующего года Аврора родила Казимиру сына Мориса. Однако Казимир, сменивший Дешартра на посту управляющего, был прекрасным помещиком, но не интересовался ни книгами, ни музыкой. Он охотился, пировал с местными дворянами, и романтические настроения Авроры, грезившей высокими чувствами, разбились о недалекость мужа и физиологию брака. На какое-то время Аврора с сыном уехала в монастырь, но вскоре Морис заболел, и пришлось вернуться в поместье.
В 1825 году супруги отправились путешествовать по Пиренеям. В этой поездке Аврора встретилась с Орельеном де Сезом. Роман этот был платоническим, но для Авроры, с одной стороны счастливой, а с другой «духовно изменившей мужу», наступило время испытаний. Она честно рассказала Казимиру об этих возвышенных отношениях, но муж подобного оценить не смог. Вернувшись в Ноан, Аврора продолжила переписку с Орельеном, но одновременно стала встречаться со своим несостоявшимся женихом Стефаном де Грансанем. 13 сентября 1828 года у Авроры родилась дочь Соланж, и большинство биографов Жорж Санд приписывают отцовство де Грансаню. Брак супругов Дюдеван фактически расстроился – возможно, Казимир узнал о неверности жены, да и сам он завел любовные связи на стороне. Когда очередной любовник Авроры Жюль Сандо отбыл в Париж, она решила отправиться за ним. Оставив мужу поместье, она выторговала себе ренту и право полгода проводить в столице. Оставшееся время супруги должны были поддерживать видимость брака.
4 января 1831 года Аврора Дюдеван с тремя тысячами франков ренты оказалась в Париже. Денег ей не хватало, а потому из соображений экономии Аврора носила исключительно мужские костюмы. Поправить свои финансовые дела, Аврора решила с помощью литературы. Надо отметить, что в столицу она приехала не с пустыми руками – еще в поместье она написала роман «Эме». Член палаты депутатов и писатель де Кератри ознакомился с этим сочинением и дал совет бросить литературу. Не вдохновился романом и журналист Анри де Латуш, но зато он предложил Авроре сотрудничать в возглавляемой им газете «Фигаро». С кратким журналистским стилем у Авроры были проблемы, а вот пространные описания характеров людей и природы ей вполне удавались. В соавторстве со своим любовником Жюлем Сандо она написала два романа, имевших большой успех у читателей, – «Комиссионер» и «Роз де Бланш». Обе книги были подписаны лишь именем Сандо, так как семья ее мужа не желала появления своей фамилии на книжных обложках.
Аврора самостоятельно приступила к новой работе и очень быстро закончила роман «Индиана». Сандо роман понравился, но подписываться под не своим текстом он отказался. Аврора всерьез задумалась о мужском псевдониме и остановилась на сочетании Жорж Санд. Вначале Анри де Латуш заявил, что «Индиана» является копией с манеры письма Бальзака, но, перечитав роман, изменил мнение. Роман «Индиана» получил хвалебные отзывы от таких столпов французской литературы, как Гюстав Планш и Оноре де Бальзак. Мало того – Жорж Санд заключила контракт с издательством «Ревю де Де Монд» и обрела наконец финансовую независимость. Приблизительно в это же время началась дружба Жорж Санд и Мари Дорваль – известной актрисы. Говорили о любовной связи писательницы и актрисы, однако подтверждения этим слухам никогда не было.
В 1833 году за подписью Жорж Санд печатается роман «Лелия», ставший скандальным. Практически, Жорж Санд описала саму себя в главной героине и позднее очень сожалела об этом. Она даже внесла в роман исправления, что придало произведению другую социальную и моральную окраску. Критики романа «Лелия» предлагали различные кары для автора – от четвертования до сжигания на очистительном огне.
Следующим любовником Жорж Санд стал молодой поэт Альфред де Мюссе. Поначалу писательница отказалась даже знакомиться с ним, но позже переменила мнение, и после короткой переписки Мюссе переехал к писательнице. Казалось бы, в душе Жорж Санд прочно поселились счастье и спокойствие, но во время поездки в Италию сказалось непостоянство натуры де Мюссе, и между любовниками начались ссоры. Де Мюссе, в свою очередь, упрекал Жорж Санд в отсутствии внимания к себе и ежедневной восьмичасовой литературной работе. Вскоре де Мюссе заявил писательнице, что любовь кончилась, и уехал. А Жорж Санд, познакомившись с доктором Паджелло, стала его любовницей и провела в Венеции еще пять месяцев, заканчивая роман «Жак». Известно, что и де Мюссе, и Санд сожалели о своем разрыве и долгое время состояли в переписке. Вернувшись в Париж, писательница немедленно возобновила свои отношения с де Мюссе, но очень скоро они устали от ревности, разрывов и примирений и расстались.
В 1835 году писательница обратилась к Луи Мишелю, популярному адвокату, за помощью в разводе с мужем. Развод был получен, а Луи Мишель стал очередным любовником Жорж Санд. В январе следующего года Жорж Санд добилась в суде права воспитывать своих детей. Попытка договориться о разделе имущества заочно не удалась, и в результате нескольких судебных заседаний Казимир Дюдеван получил право воспитывать сына и стал владельцем парижского отеля «Нарбонн». За Жорж Санд остались поместье Ноан и дочь. Еще через год Санд рассталась со своим адвокатом, так как женатый Мишель семью оставлять не собирался. Под влиянием следующего любовника, философа Пьера Леру, Жорж Санд написала романы «Спиридон» (в соавторстве) и «Семь струн лиры».
В конце 1838 года начался роман Жорж Санд и Шопена. К этому времени композитор расстался с Марией Водзинской, и Жорж Санд, желая укрепить свою власть и его здоровье, увезла Шопена на Майорку. Однако зимний сезон там связан с сезоном дождей, и у Шопена начались приступы кашля. В феврале 1839 года Санд и Шопен вернулись во Францию, и отныне писательница решила жить только для Шопена, детей и творчества. Этот роман был крепким и длительным, и ему не могли помешать даже политические разногласия любовников и различия в их характерах. Жорж Санд преданно и самозабвенно заботилась о здоровье Шопена, причем эта забота доходила до того, что некоторые ее друзья именовали Шопена не иначе как «злой гений». В своей заботе о здоровье композитора писательница отказала ему в физической близости. Однако Шопен, естественно, воспринял этот отказ как увлечение любовницы другими мужчинами. Биографы Жорж Санд считают, что отношения с Шопеном полностью отражены в романе писательницы «Лукреция Флориани», хотя сама Жорж Санд впоследствии отрицала это.
В 1846 году произошел конфликт между Морисом, сыном Санд, и Шопеном. Сын заявил, что покинет дом, и мать встала на его сторону. Шопен уехал от них в ноябре, и поначалу Жорж Санд обменивалась с ним письмами, но потом сыграла свою роль Соланж, ее дочь. После ссоры с матерью она поехала в Париж и приложила все усилия, чтобы настроить Шопена против Жорж Санд. Последняя, совершенно случайная встреча Шопена и Санд произошла в марте 1848 года.
В том же году Жорж Санд ушла из издания «Ревю де Де Монд» и при поддержке Леру и Луи Виардо основала новую газету с названием «Ревю Эндепендент». Именно в этом издании были опубликованы самые знаменитые романы Жорж Санд – «Консуэлло», «Орас» и «Графиня Рудольштадт». В этот период своей жизни писательница начала оказывать поддержку так называемым «пролетарским поэтам» – Шарлю Магю, Савиньену Лапуэнту, Шарлю Понси – и даже заниматься пропагандой их творчества. Коснулась она этой темы и в своих новых романах «Мельник из Анжибо» и «Странствующий подмастерье», где противопоставила добродетель пролетариев эгоизму и глупости знатных богачей.
Когда произошла революция, Жорж Санд жила в своем поместье и очень тревожилась за судьбу находившегося в Париже сына. Она поехала в Париж и через некоторое время со всей страстностью отдалась пропаганде республиканского правительства. Жорж Санд даже участвовала в редактировании «Бюллетеня Республики». 15 мая 1848 года произошла попытка манифестантов захватить здание Национального собрания, и некоторые газеты обвинили Жорж Санд в подстрекательстве толпы к бунту. Даже появились слухи о скором аресте писательницы. После подобных событий она вернулась в Ноан.
В декабре 1851 года в Париже произошел переворот, и у власти оказался Луи-Наполеон. Жорж Санд немедленно отправилась в столицу и передала монарху письмо, призывающее не преследовать политических противников. В какой-то мере ее заступничество смягчило участь республиканцев. После провозглашения Луи-Наполеона императором Жорж Санд заявила, что устала бунтовать.
В своем поместье она мирно провела последние годы. В этот период у нее жил гравер Мансо, давний возлюбленный, но теперь это была почти семейная и очень спокойная связь. Взгляды Жорж Санд поменялись, что вызвало даже осуждение молодых поклонников ее таланта. В своих романах она принялась упорно защищать институт брака и устами своих героинь призывала не искать на стороне счастья, а сблизиться с человеком, который находится рядом (роман «Констанс Веррье»). Жорж Санд окончательно разругалась со своей дочерью, которая издевалась над морализаторством новых материнских произведений.
В 1862 году почти сорокалетний сын писательницы Морис Дюдеван наконец-то поддался на уговоры матери и сочетался браком с двадцатилетней итальянкой Линой Каламатте. Жорж Санд была воистину счастлива, к Лине относилась, как к дочери, и превратилась в замечательную бабушку для двух своих внучек.
В возрасте шестидесяти шести лет Жорж Санд с огромным порицанием отнеслась к начавшейся войне между Германией и Францией. А вот к мартовской революции 1870 года, вошедшей в историю как «Парижская коммуна», писательница отнеслась совершенно спокойно и без всякого интереса. Свои романы она писала до самого конца жизни, но уже относилась к творчеству как к нудной, но необходимой работе. Однако лучшие ее романы дожили до наших дней и стали причиной бессмертия ее литературного имени. Мало того – можно с уверенностью сказать, что на ее творчество в своем развитии опиралась женская эмансипация.
8 июня 1876 года Жорж Санд умерла от кишечной непроходимости. Ее прах покоится на семейном кладбище поместья Ноан. Виктор Гюго, узнав о смерти писательницы, написал: «Я оплакиваю умершую, но приветствую бессмертную!»