Биография
Ранние годы
Жюль Дассен родился под именем Джулиус Мозес Дассин (уменьшительно Джули) в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье недавних иммигрантов из Российской империи, один из восьми детей. Его отец Шмил (Сэмюэл) Дассин (1887—1949) был парикмахером из Одессы, мать Берта Фогель (Berthe Vogel Dassin, 1885—1949) — домохозяйкой из Польши. Дед режиссёра занимался производством париков для Одесского оперного театра. Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем, учился Дассен в средней школе Морриса в Бронксе.
После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру на идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» (идиш: Арбэтэр Театэр Фарбанд — рабочее театральное объединение) в 1934 году, когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером — воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима» — в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года Дассен уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах Шолом-Алейхема («Дос гройсэ гевинс» — «Большой выигрыш, или 200000»), а также в «Рекрутах» Липы Резника («Рекрутн») и пьесах Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» («Бойтрэ-газлен») и «Биньёмен Магидов» (Вениамин Магидов). Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы (c 1937 года) радиочаса Кейт Смит и постановкой одноактных комедий в летних еврейских рабочих лагерях «Кэмп Киндерланд» (идиш: детская страна) и «Кэмп Ништ Гедайгет» (идиш: беззаботный) в Катскильских горах (в первой из этих колоний он до 1939 года работал главным администратором). В одном из этих лагерей он познакомился со своей будущей женой (с 1933 года), скрипачкой Беатрис Лонер. После окончания еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер (1913, Нью-Йорк — 1994, Палм Спрингс, Калифорния), чей отец иммигрировал в США из Австрии, продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Харольда Беркли (англ. Harold Berkeley), но оставила музыкальную карьеру вскоре после замужества.
Голливуд
После распада труппы АРТЕФ в 1940 году — Дассен впервые выступил в роли режиссёра, поставив Medicine Show (лечебное шоу) на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл к его переезду в Лос-Анджелес, где он вскоре начал работать в Голливуде, подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель». На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с налётом удачно найденного им неореализма, принёсших ему известность и кассовый успех — Brute Force (грубая сила), 1947; Naked City («Обнажённый город», в Нью-Йорке), 1948; Thieves’ Highway («Воровское шоссе», в Сан-Франциско), 1949; и Night and the City («Ночь и город», в Лондоне), 1950.
Во всех четырёх картинах Дассен отдаёт явное предпочтение саспенсу и напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими уже как будто неотъемлемой частью гангстерского кино. Начиная со второго из них (Обнажённый город) он настаивает на проведении съёмок на реальных улицах Нью-Йорка и на использовании непрофессиональных статистов, что было весьма отлично от общепринятой тогда практики студийной съёмки.
В чёрном списке
Однако ещё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмитрыком, который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa освидетельствовал членство Дассена в коммунистической партии перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, или HCUA). Дассен, попав в «Чёрный список» Голливуда, остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года) и, так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (женой, дочерьми Джули и Рики, сыном Джозефом) в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество, таких же как и он, голливудских невозвращенцев.
После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США — Rififi (Du Rififi chez les Hommes; Рифифи, или мужские разборки), 1955; Never on Sunday (???? ??? ??????? — Поте тин кириаки; только не в воскресенье), 1959; Phaedra (Федра), 1961; Topkapi (кинжал Топкапи), 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и город», «Рифифи» (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал «Рифифи» лучшим фильмом жанра.
Новая жизнь
В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с начинающей греческой актрисой Мелиной Меркури (1920—1994), вскоре развёлся с Беатрис Лонер (B?atrice Launer, 18 июня 1915 — 2005) и в начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции. Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье» сделали супружескую (с 1966 года) пару Дассен-Меркури чем-то вроде национальных героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин Дассена этого периода (в том числе артхаусных), включая такие известные как «Кинжал Топкапи» с Максимилианом Шеллом и Питером Устиновым, «Никогда в воскресение» (в 1967 году на его основе Дассен поставил мюзикл Illya Darling, Лапочка Иллия, на Бродвее с Меркури в главной роли), «Федра» (с Энтони Перкинсом) и «Страстная мечта» (Dream of Passion, 1978) — последняя роль Мелины в кино.
Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В картине Только не в воскресенье (1959), Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы диктатуры в Греции (1967—1974) Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года — министром культуры Греции. С 1980 года, устав от трудностей финансирования некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах. После смерти Мелины в 1994 году он остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури один.
Фильмография
- 1941 — The Tell-Tale Heart (сердце-обличитель, короткометражный), по рассказу Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель» (1843), США
- 1942 — Nazi Agent (нацистский агент), музыка Даниила Амфитеатрова (Daniele Amfitheatrof), США
- 1942 — The Affairs of Martha (амурные истории Марты), музыка Марио Кастельнуово-Тедеско и Даниила Амфитеатрова, США
- 1943 — Young Ideas (свежие идеи), романтическая комедия, Ава Гарднер в эпизодической роли, США
- 1943 — The Canterville Ghost (призрак Кантервилля), по рассказу Оскара Уайлда, США
- 1946 — A Letter for Evie (письмо для Иви), США
- 1946 — Two Smart People (два умных человека), с Люсилль Болл в главной роли, Владимиром Соколовым во второстепенной (Monsieur Jacques Dufour), США
- 1947 — Brute Force (грубая сила), в главной роли Берт Ланкастер и Юм Кронин, США
- 1948 — The Naked City (нагой город), премия «Оскар» за лучшую операторскую работу (Уильям Дэниелс), в эпизодической роли снялся актёр Дэйвид Опатошу (сын еврейского писателя Опатошу) — приятель Дассена по театру АРТЕФ, США
- 1949 — Thieves' Highway (воровское шоссе), сценарий по своему же роману «Воровской рынок» написал А. И. (Альберт Айзек) Беззеридес (1908—2007), в эпизодической роли снялся актёр Дэйвид Опатошу (1918—1996, сын еврейского писателя Опатошу), США
- 1950 — «Ночь и город», дизайнер костюмов Олег Кассини, США/Великобритания (римейк 1992 года с Робертом Де Ниро и Джессикой Лэнг посвящён Ж. Дассену)
- 1952 — The Trio: Rubinstein, Heifetz and Piatigorsky million dollar trio (трио: Рубинштейн, Хейфец и Пятигорский — трио на миллион долларов), короткометражный, Великобритания
- 1955 — Rififi (Du Rififi chez les Hommes; Рифифи, или мужские разборки), адаптированный сценарий Ж. Дассена, он же в роли Cesar le Milanais под псевдонимом Перло Вито; премия за лучшую режиссуру на каннском кинофестивале; в римейке 2007 года сыграет Аль Пачино; Франция
- 1956 — He Who Must Die (Celui qui doit mourir; тот, которому предстоит умереть), сценарий Ж. Дассена, Мелина Меркури в роли Катерины, Джозеф Дассен в эпизодической роли (дебют в кино), Франция/Италия
- 1958 — La Legge (La Loi/Where the Hot Wind Blows; куда дует тёплый ветер, или закон), адаптированный сценарий Ж. Дассена, в главных ролях — Джина Лоллобриджида (Мариетта), Марчелло Мастроянни (инженер Энрико Тоссо); в ролях — Мелина Меркури, Ив Монтан, Джозеф Дассен (Нико), Италия/Франция
- 1960 — Never on Sunday (???? ??? ???????; только не в воскресенье), романтическая комедия, в главных ролях Мелина Меркури (неунывающая проститутка Илия, приз за лучшую актёрскую работу на кинофестивале в Каннах) и Жюль Дассен (американский турист Гомер Трейс); премия «Оскар» за музыкальное сопровождение и две номинации; премия «Золотой глобус» как лучшему иностранному фильму года, Греция
- 1962 — Phaedra (Федра), с Мелиной Меркури и Энтони Перкинсом в главных ролях, Жюль Дассен в роли Христо, Греция/США
- 1964 — Topkapi (Топкапи), сценарий Мони Данишевского, с Мелиной Меркури, Питером Устиновым (Оскар за лучшую мужскую роль) и Максимилианом Шеллом; Джо Дассен в роли Иосефа, а также второй ассистент режиссёра; Аким Тамиров и Жилль Сегал в эпизодах; послужил вдохновением для телесериала и кинофильма Миссия невыполнима; римейк с Пирс Броснаном вышел на киноэкраны в 2007 году
- 1966 — 10:30 P.M. Summer (10:30 вечера, лето), с Мелиной Меркури и Роми Шнайдер, по Маргерит Дюрас, США/Испания
- 1967 — Survival (иврит: ?аМилхама ал ?аШалом; выживание, или война или мир), документальный (включает интервью с Давидом Бен-Гурионом и Моше Даяном), Израиль/США
- 1968 — Uptight (в напряжении), сценарий Ж. Дассена, кинематография Бориса Кауфмана, США
- 1970 — La Promesse de l’Aube (Promise at Dawn; обещание на рассвете, по одноимённому автобиографическому роману Ромена Гари), Мелина Меркури в роли Нины Кацевой (мать Ромена Гари), Жюль Дассен под псевдонимом Перло Вита в роли Ивана Мозжухина, его дочь Джули Дассен в эпизодической роли подруги Гари, другая дочь Ришел Дассен — автор слов к песням саундтрека, в роли молодого Ромена Гари (Романа Кацева) сын Моше Даяна израильский актёр Асси (Ассаф) Даян (р. 1945); две номинации на премию «Золотой глобус» (Ассаф Даян и Мелина Меркури), Франция/США
- 1974 — The Rehearsal (репетиция), адаптированный сценарий Ж. Дассена, с Олимпией Дукакис в главной роли, в ролях — Мелина Меркури, Артур Миллер и Максимиллиан Шелл, Великобритания/Греция
- 1978 — A Dream of Passion (страстная мечта), сценарий Ж. Дассена, с Мелиной Меркури и Эллен Бёрстин в главных ролях, Греция/США/Швейцария
- 1980 — Circle of Two (круг из двоих, или наваждение), Канада
Театральные постановки в США
- Medicine Show (медицинское представление), спектакль по пьесе Оскара Сола и Эйч Ар Хаиса. Премьера: 4 апреля 1940 года в театре New Yorker Theatre (теперь Studio 54) по адресу 254 Вест 54-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 35 представлений до 11 мая того же года.
- Joy to the World (радость миру), спектакль по пьесе Аллана Скотта. Премьера: 18 марта 1948 года в театре Plymouth Theater (теперь Gerald Schoenfeld Theatre) по адресу 236 Вест 45-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 124 представления до 3 июля того же года.
- Magdalena, мюзикл Гейтора Вийя-Лобоса (Heitor Villa-Lobos). Премьера: 20 сентября 1948 года в театре Ziegfeld Theatre (разрушен в 1966 году) по адресу Шестая Авеню, угол 54-й улицы на манхэттенском Вестсайде (крыша). Всего 88 представлений до 4 декабря того же года.
- Two’s Company (компания из двоих), зарисовки Чарльза Шермана. Премьера: 15 декабря 1952 года в театре Alvin Theatre (теперь Neil Simon Theatre) по адресу 250 Вест 53-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 90 представлений до 8 марта 1953 года.
- Isle of Children (остров детей), спектакль по пьесе Роберта Л. Джозефа. Премьера: 16 марта 1962 года в театре Cort Theatre по адресу 138 Вест 48-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 11 представлений до 24 марта того же года.
- Illya Darling (лапочка Иллия), мюзикл по фильму «Только не в воскресенье». Премьера: 11 апреля 1967 года в театре Mark Hellinger Theatre на Бродвее (1655 Бродвей на углу 237 Вест 51-й улицы на Манхэттене). Всего 320 представлений до 13 января 1968 года с Мелиной Меркури в роли беспечной проститутки Иллии и музыкой Маноса Хадзидакиса, 6 номинаций на премию «Тони».
Разное
- Картина Обнажённый город (1948) — первый фильм, целиком снятый вне студийных павильонов на реальных улицах Нью-Йорка.
- Картина Рифифи (1955) о воровском мире Монмартра среди прочего известна своей 33-минутной и абсолютно немой сценой ограбления.
- Жюль Дассен снял своего сына Джозефа, более известного как Джо Дассен, в эпизодических ролях нескольких своих картин, для саундтрека второй из которых — Куда дует тёплый ветер, или Закон (1958) он попросил его записать под гитару песню, которая уже в следующем году вышла отдельным синглом, запустив таким образом музыкальную карьеру популярного французского шансонье.
- Песня Маноса Хадзидакиса «Та паидия тоу Пейрайя» (Парни из Пирея), больше известная как «Только не в воскресенье», в исполнении Мелины Меркури и основанная на ней тема в сопровождении бузуки из одноимённого кинофильма Дассена (1960) принесла автору «Оскар», стала одной из самых знаменитых греческих песен и популяризовала бузуки. Именно после фильма Только не в воскресенье греческая тематика — и не только на киноэкране — стала непременно сопровождаться аналогичными мелодиями в сопровождении этого музыкального инструмента. Первоначальная запись этой песни использована, например, в афинских эпизодах картины Стивена Спилберга «Мюнхен» (2005).
- В 2005 году Дассен принял камео-участие в съёмках трёх документальных лент (Buzz и The Long Haul of A.I. Bezzerides — оба о жизни и творчестве писателя и киносценариста греко-армянского происхождения А. И. Беззеридеса по прозвищу «Buzz» (1908—2007), с которым Дассен работал над картиной Воровское шоссе, и в Cineastes en acci? вместе с Вуди Алленом, Бернардо Бертолуччи и др.)
Семья